Детский сад №304
компенсирующего вида

Ваша заявка
Последние изменения
13.11.2019    Изменена страница:
11.11.2019    Добавлена новость:
05.11.2019    Изменена страница:
29.10.2019    Изменена страница:
29.10.2019    Изменена страница:
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 10.10.2019
КИ: за и против

«Организация занятий с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха дома»

 

 

 

                              Учитель-дефектолог

                              Иголкина Е.В.

 

 

 

 

 

Омск

2019



Занятия с ребенком раннего возраста с нарушением слуха в семье.

Важнейшим условием развития слуха ребенка является раннее использование слуховых аппаратов, пользуясь которыми ребенок будет воспринимать некоторые громкие бытовые звуки, особенно при привлечении взрослым внимания к ним. Ношение аппарата будет улучшать гуление, лепет ребенка в процессе общения взрослых с ним. С малышами начинают проводить  специальные упражнения, направленные на умение реагировать на свое имя, на звучание игрушек, определять направление звучания (поворачивать голову на звук), слушать лепетные слова. 
В процессе занятий у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, развивается способность подражать предметным и речевым действиям взрослого. У ребенка должны появляться голосовые реакции, лепет, понимание значений некоторых лепетных и полных слов.

Малыша учат слушать с аппаратом и без аппарата. Постепенно следует увеличивать расстояние, на котором звучат слова. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с формированием произносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Постепенно увеличивается число слов и фраз, предъявляемых на слух.


Одновременно со специальными занятиями по развитию слухового восприятия детей учат реагировать и понимать значение различных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта. Развитию слухового восприятия способствует прослушивание грампластинок или аудиозаписей с исполнением детских песенок, музыкальных пьес. Взрослый вместе с ребенком двигается в такт музыке, побуждает его самого выполнять танцевальные движения.

Занятия с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье.


Воспитание и обучение происходит в течение всего дня: в процессе режимных моментов (гигиенических процедур, еды, прогулок), игр, свободной деятельности.
Обязательным условием является создание слухоречевой среды в семье, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи. Использование слуховых аппаратов является еще одним фактором успешности проведения работы с ребенком.
Занятия с ребенком должны быть направлены:
---на ознакомление с окружающим миром (усвоение значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия; понимания фраз с этими словами);развитию зрительного восприятия (зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений);
---развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления, развитию воображения;

---формированию элементарных математических представлений;

---развитию игровой деятельности ребенка (формирование сюжетно-ролевой игры);

---развитию изобразительной деятельности дошкольников (обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию).


Слабослышащего ребенка необходимо возможно раньше научить читать. Но прежде чем начинать работу по обучению чтению, родителям целесообразно получить подробную консультацию сурдопедагога, который выяснит готовность ребенка к этому виду деятельности
При обучении чтению используется методика послогового чтения, которая подкрепляется работой с разрезной азбукой, собственным письмом ребенка печатными буквами. Для формирования чтения первоначально в процессе разных видов деятельности, в быту, в играх широко используются таблички с написанными печатным шрифтом словами и фразами, которые вначале ребенок воспринимает целостно, а постепенно, по мере овладения чтением, начинает прочитывать по слогам. Принципиально важно уточнять правильность понимания прочитанных слов и фраз. С этой целью после чтения слова ребенок указывает на предмет, выполняет действие, отражает свое понимание в рисовании, лепке и других видах деятельности. Для формирования навыков осознанного чтения рекомендуется изготовление и чтение книжек-самоделок, отражающих события из жизни ребенка. Рисунки в книжке делают сначала взрослые при участии ребенка, а затем сами дети. 

В качестве одного из важных средств развития внимания, воображения, словесной памяти рассматривается рассказывание, в процессе которого взрослый рассказывает ребенку короткие рассказы, сказки. Для лучшего понимания содержания в качестве наглядной опоры используются игрушки, фигурки действующих лиц, картинки. Ребенка учат следить за эмоциональным рассказом взрослого. Многократное рассказывание одних и тех же историй в занимательной, доступной для ребенка форме приводит к тому, что постепенно он сам начинает пересказывать сначала фрагменты рассказов, а затем и целые истории. В процессе рассказывания у старших дошкольников может развиваться творческое отношение: придумывание продолжения рассказов, а потом и самостоятельное сочинение небольших историй и сказок.

Уважаемые родители!
Только в единстве родителей, врачей - сурдологов и учителей-дефектологов, можно добиться успехов в обучении, воспитании слабослышащих и глухих детей.

Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с нарушением слуха

  1. Будьте внимательными и ласковыми к неслышащему ребенку. Нужно попытаться понять, чего он хочет, а не отмахиваться от него.
  2. Необходимо добиться, чтобы и глухой ребенок понял, что от него хотят родители.
  3. Используйте жесты, чтобы дать словесное обозначение просьбе, желаниям и мыслям ребенка.
  4. Приучайте ребенка смотреть в лицо, на губы говорящего с ним человека, чтобы он научился считывать информацию с них.
  5. Необходимо закреплять слова и фразы в игровой деятельности.
  6. Следует больше играть с ребенком в разные игры. Во время игры у ребенка возникает потребность в речи, а приподнятое эмоциональное состояние создает благоприятную почву для этого.
  7. Если у ребенка имеются остатки слуха, то следует развивать у него навык слушать.
  8. Развивайте зрительное внимание, которое так необходимо ребенку при чтении с губ. Этому способствует игра в лото или игра «Чего не стало?»
  9. Необходимо приучать ребенку к режиму. Правильный распорядок дня приучит его к организованности, обеспечит достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его здоровье.
  10. Консультируйтесь у специалистов.

 

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети