Детский сад №304
компенсирующего вида

Ваша заявка
Последние изменения
17.10.2018    Добавлена новость:
17.10.2018    Добавлена страница:
17.10.2018    Добавлена страница:
17.10.2018    Добавлена страница:
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 07.05.2018
КИ: за и против

 АНАЛИЗ РАБОТЫ ДОУ ЗА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание:

 1. Информационная справка о дошкольном образовательном учреждении.

2. Анализ административно-хозяйственной работы.

3. Анализ образовательного процесса.

3.1        Сведения о педагогах.

3.2        Укомплектованность групп.

3.3        Педагогический состав.

3.4        Педагогический стаж.

3.5        Возрастной ценз.

3.6        Образовательный уровень педагогов.

3.7       Квалификационная категория педагогов.

4. Методическое обеспечение образовательного процесса.

4.1 Методическое обеспечение  воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

4.2 Выполнение запланированных мероприятий в 2016 – 2017 учебном году в рамках ДОУ.

4.3 Мониторинг образовательного процесса.

4.4 Достигнутые результаты педагогического коллектива и воспитанников в 2016 – 2017 учебном году.

4.5  Готовность к обучению в школе.

5. Взаимодействие с семьями воспитанников.

6. Анализ выполнения задач, поставленных перед коллективом в 2016 – 2017 учебном году.

7. Задачи на 2017 – 2018 учебный год.


1. Информационная справка о дошкольном образовательном учреждении

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение БДОУ г. Омска «Детский сад № 304 компенсирующего вида» Октябрьского административного округа г. Омска, находится по адресу: 644076, улица Петра Осминина 6А.   ДОУ - отдельно стоящее здание, расположено внутри жилого массива Чкаловского поселка. Участок озеленен деревьями, кустарниками, имеет огород, цветочные клумбы,   спортивную  площадку.  

В здании детского сада находится физкультурно-музыкальный зал, методический кабинет, кабинеты дефектологов, ряд служебных помещений. Режим работы детского сада круглосуточный.

В ДОУ функционируют 6 групп для детей дошкольного возраста с 2 лет до 7 лет. Списочный состав- 46 детей, из них  раннего возраста - 7 детей, дошкольного возраста  - 39 детей, девочек - 21 (46%), мальчиков - 25 (54%).  Посещаемость в среднем в учебном году составляла 100% от общего количества  детей.

2. Анализ административно-хозяйственной работы

В течение  учебного года проводились следующие мероприятия:

Проводилась работа по благоустройству территории детского сада – убрана листва, окопаны деревья, покошена трава, высажены цветы, разбиты огороды.

Большое внимание было уделено маркировке и подбору мебели во всех возрастных группах с учетом антропометрических данных детей.

Отопительная система детского сада была своевременно подготовлена, проверена и запущена, персонал детского сада обучен для ведения контроля за качеством отопления. Вопрос соблюдения температурного режима в группах постоянно находился на контроле заведующего, старшей медсестры.

Рабочий по обслуживанию здания периодически осматривал и чистил щиток распределительный.

На контроле администрации находились вопросы качественного освещения помещений детского сада, вовремя проводились замены ламп, ремонт прожекторов.

В 2014- 2015 году в детском саду поставлено 33 новых пластиковых окна, что составило 62 % от общего количества окон. Но остались еще 20 старых деревянных окон, которые были оклеены для утепления помещений на зимний период.

Много внимания уделялось вопросам выполнения санэпидрежима ДОУ. С этой целью ежемесячно проводились проверки санитарного состояния групп, консультации с младшими воспитателями по соблюдению требований СанПина, оперативный и текущий  контроль за организацией питания, сна детей, соблюдения двигательного режима в группах, создания условий в группах для охраны жизни и здоровья детей.

В целях безопасности всех субъектов образовательного процесса проводилась работа по охране труда и технике безопасности в ДОУ. Были организованы рейды по ОТ и ПБ в группах, на пищеблоке, в прачечной, обновлены инструкции по ОТ, проверены участки и малое спортивное оборудование.

Договора с поставщиками продуктов питания оформлялись вовремя  и качественно.

В январе 2017 года проведена ревизия продуктового склада, по результатам которой был сделан вывод о том, что хранение продуктов питания осуществляется в соответствии с нормативными требованиями.

Выполнен один из пунктов предписания Роспотребнадзора – приобретена электрическая мясорубка на пищеблок за счет спонсоров.

Завезен песок для песочниц на всех участках, сделан анализ песка.  Проведена акарицидная обработка участков.

3. Анализ кадрового состава

3.1 Сведения о педагогах

Фамилия

Осн.

должн.

Ст.

по

осн. 

долж.

Полн.

лет

пед.

 стажа

Катег.

по

осн. должн.

Мес.

Год

атт..

 по

осн.

долж

Год

план.

повыш.

квал.

Место

или

учрежд.

повыш.

квал.

Год

Тема

Кол.

час

курс. подг..

Проф.

п/

подг.

Уч.зав.

(закон., обуч.) проф.

п/подг.

Прогр.

п/подг.

Год

оконч.

Ведомств.

награды

Год вруч.

Кирова

Л.Ф.

Муз.

рук-ль

1,38

46

С

11

2016

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

 

 

 

 

Почетная

грамота

Мин.обр.

и науки РФ

2004

Баранова

Л.Н.

учитель-

деф.

1

51

С

9

2014

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

п/п

ОмГПУ

Сурдо-

пед.

2017

Отличник

нар.

просвещ.

1993

Иголкина Е.В.

учитель-

деф.

1

33

В

12

2014

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

п/п

ИРООО

Спец.

дошк.

пед. и

псих.

2013

Почетная

грамота

Мин.обр.

и науки РФ

 

2011

Москаленко

Т.В.

учитель-

деф.

1

33

С

9

2014

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

п/п

ОмГПУ

Сурдо-

пед.

2015

Почетная

грамота

Мин.обр.

и науки РФ

2012

Томова

А.С.

учитель-

деф.

1

12

С

9

2014

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

 

 

 

 

Почетная

грамота

Мин.обр.

Омской

области

2010

Романенко

А.В.

учитель-

деф.

1

7

В

12

2016

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

д/о

ОПК №1

Сурдо-коммун.

2014

Почетная

грамота

Мин.обр.

Омской

области

 

2015

Попова

О.М.

учитель-

деф.

1

15

п

5

2013

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

п/п

ОмГПУ

Сурдо-

пед.

2015

Почетная

грамота

Мин.обр.

Омской

области

 

2014

Скоробога-

това Т.И.

воспит.

1,2

31

п

11

2016

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

 

 

 

 

Почетная

грамота

Мин.обр.

и науки РФ

2009

Щербинина

З.С.

воспит.

1,2

39

С

10

2014

2016

ИРООО

2013

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

 

 

 

 

Почетная

грамота

Мин.обр.

Омской

области

2009

Гладкова

Н.А.

воспит.

1,2

30

В

2

2015

2019

ИРООО

2016

Содерж.

и организ.

деят-ти

72

 

 

 

 

Почетная

грамота

Мин.обр.

и науки РФ

2005

Тарасова

Н.В.

воспит.

1,2

3

 

 

2019

 

 

 

 

 

ОмГПУ

Пед. и методика дошк. образов.

2016

 

 

Круглова

Л.П.

воспит.

1,2

28

п

2

2017

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

 

 

 

 

Почетная

грамота

Мин.обр.

и науки РФ

2015

Овчинни-

кова Н.В.

воспит.

1,2

47

п

2

2017

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

 

 

 

 

Почетная

грамота

Мин.обр.

и науки РФ

2008

Пяткова

С.П.

воспит.

1,2

24

С

10

2014

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

 

ИРООО

Спец.

пед.

в спец. (корр.) образ. учрежд.

2015

Почетная

грамота

Мин.обр.

Омской

области

2011

Шендерей

Т.А.

воспит.

1,2

27

С

10

2014

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

 

 

 

 

Поч.етная

грамота

Деп.обр.

Адм.

г. Омска

2012

Гуня

И.В.

воспит.

1,2

3

С

11

2016

2017

ИРООО

2020

Технологии ранней

помощи

детям с ОВЗ

и их

семьям.

72

   

 

 

 

 

Ковальчук

О.В.

воспит.

1

18

С

12

2015

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

 

ИРООО

Спец.

пед.

в спец. (корр.) образ. учрежд.

2015

Поч.етная

грамота

Деп.обр.

Адм.

г. Омска

2012

Прудни-

кова Т.О.

воспит.

1,2

37

п

12

2016

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

 

 

 

 

Почетная

грамота

Мин.обр.

Ом. обл.

2010

Донченко

А.В.

воспит.

1,2

21

п

5

2014

2018

ИРООО

2015

Проектир.

и реализ.

обр. проц.

в соотв.

с треб.

ФГОС ДО

72

 

 

 

 

 

 

Шмидт

И.Е.

воспит.

1,2

7

 

 

 

2018

ИРООО

2015

Обновл-е

деят-ти

педагога

в соотв.

с ФГОС для

обуч-хся

с ОВЗ

72

 

 

 

 

 

 

Березина Л.В.

Педагог-психолог

1

17

-

 

 

2019

ИРООО

2016

 Организ-я психолого-

педагогич. сопровожд.

дошк. с ОВЗ

в усл-ях интегриров. (инклюз-го) образования

72

 

 

 

 

 

 

                                   

 

3.2 Укомплектованность групп 

п/п

Группа

Кол-во детей

Учитель-дефектолог

Воспитатели

1

2 младшая

6

Москаленко Т.В.

Скоробогатова Т.И., Овчинникова Н.В.

2

Старшая № 2

8

Баранова Л.Н.

Щербинина З.С. , Донченко А.В.

3

 Подготовительная

6

Иголкина Е.В.

Прудникова Т.О., Круглова Л.П.

4

Средняя ЗПР

11

Попова О.М.

Гладкова Н.А., Гуня И.В.

5

Старшая № 1

7

Романенко А.В.

Пяткова С.П., Шмидт И.Е.

6

1 младшая

8

Томова А.С.

Тарасова Н.В., Шендерей Т.А.

         

 

3.3 Педагогический состав

Педагогов – 21:

6 – учителя-дефектологи, 1 – музыкальный руководитель, 1 – педагог-психолог, 13 – воспитатели.

Детский сад полностью укомплектован специалистами, вакансий педагогических работников нет.

3.4 Педагогический стаж

2 (9,5%) -  до 5 лет,  2 (9,5%) - от 5 до 10 лет,  2 (9,5%)  - от 10 до 15 лет,  2 (9,5%) - от 15 до 20 лет, 2 (9,5%) - от 20 до 25 лет, 11 (52%) - свыше 25 лет.

       Из данных показателей видно, что в основном в детском саду  работают квалифицированные профессиональные педагоги, имеющие более 25 лет стажа профессиональной педагогической деятельности,  существует потребность в молодых квалифицированных кадрах.

 3.5 Возрастной ценз

от 20-30 лет – 0 чел. (0 %); от 30-40 лет – 4  чел. (20 %); от 40-50 лет – 5 чел. (21 %); от 50 и более – 12 чел (59 %).  Из данных показателей видно,  что существует потребность в молодых квалифицированных кадрах и есть возможность роста среднего возрастного ценза.

3.6 Образовательный уровень педагогов

14чел.  (67%) -  высшее педагогическое образование, из них:

6чел.(13%)– высшее дефектологическое (все учителя-дефектологи),

6 чел. (13%) – среднее специальное,

3 чел. (6%) – не профильное педагогическое,

1 чел. (2%) – специальное психологическое,

1 чел.  (2%) - не педагогическое  образование.

  Из данных показателей видно, что больше половины (67%) педагогического коллектива имеют высшее образование.

Профессиональную переподготовку прошли 2 человека – 1 учитель-дефектолог и 1 воспитатель. Учитель-дефектолог Томова А.С. повысила свой профессиональный уровень на проблемном семинаре «Формирование начальных речевых навыков,  «запуск» речи у неговорящих детей: с аутизмом, моторной, сенсорной и сенсомоторной алалией, задержкой речевого развития с учетом ФГОС» в объеме 28 часов; педагог-психолог Березина Л.В. прошла обучение на дистанционном курсе «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» в объеме 16 часов.

В курсовой подготовке никто из членов педагогического коллектива не нуждается.

                                                                                        3.7 Квалификационная категория

Высшая квалификационная категория –  3 человека (6 %); первая квалификационная категория –  6 человек (13 %); соответствие занимаемой должности – 9 человек (19%); без категории (не аттестованные)  – 3 человека (6 %). Из данных показателей видно, что 25 % педагогов не имеют квалификационной категории. Для решения этой проблемы в детском саду создана аттестационная комиссия, определен план работы и сроки аттестации педагогов ДОУ на соответствие занимаемой должности.

В этом году прошли процедуру аттестации на первую и высшую категории 5 педагогов: Романенко А.В., Круглова Л.П., Прудникова Т.О., Овчинникова Н.В., Скоробогатова Т.И.На соответствие занимаемой должности аттестовались 2 человека: воспитатель Гуня И.В., музыкальный руководитель Кирова Л.Ф. Планируется аттестовать в следующем году:

   на высшую квалификационную категорию –  1 человек (Попова О.М.)

  на первую квалификационную категорию – 7 человек  (Москаленко Т.В., Томова А.С., Гуня И.В., Березина Л.В., Тарасова Н.В., Шендерей Т.А., Шмидт И.Е.).

4. Анализ образовательного процесса

 4.1 Методическое обеспечение  воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Воспитательно-образовательный процесс в 2016 – 2017 учебном году строился в соответствии с основной общеобразовательной программой  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» под редакцией Носковой Л.П., М., «Просвещение»,1991г., «Обучение и воспитание слабослышащих дошкольников» под редакцией Носковой Л.П., М., «Просвещение», 1991г., «Воспитание и обучение слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями развития» под редакцией Головчиц Л.А., М., «Просвещение», 2005г., Адаптированной образовательной программой дошкольного образования БДОУ г. Омска «Детский сад № 304 компенсирующего вида»

Что было сделано педагогическим коллективом в этом учебном году?

1.       Для  работы с детьми с целью обогащения предметно-развивающей среды в течение года в методический кабинет приобретены дидактические материалы, плакаты,  методическая литература, дидактический материал к занятиям, игры  («Времена года», «Части тела», «Дикие животные», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда», «Игрушки», «Какой день недели», «Какая погода», «Какое время суток», «Форма, цвет, величина», «Счет», муляжи овощей и фруктов), музыкальные шумовые инструменты, шапочки-маски для игр-драматизаций.

2.       Для  обогащения предметно-развивающей среды, реализации в учебно-воспитательном процессе ИКТ в течение года активно использовалась следующая техника: музыкальный центр (для сопровождения музыкальных занятий, развлечений, праздников); проектор с мобильным экраном на треноге (для демонстрации воспитанникам учебных видео, сопровождения праздников и развлечений, демонстрации презентаций и фото-, видеоотчетов на методических объединениях), ноутбук для проведения игр и динамических пауз на занятиях, освоения нового материала; ламинатор (для обновления методического обеспечения учебно-воспитательного процесса – изготовление табличек, картинок, пособий, дидактических и развивающих игр).

3.       Продолжено формирование развивающей среды в группе для детей с ЗПР. Благодаря родителям в группе обновлена мебель для игр и занятий детей, приобретены методические пособия, развивающие игры. Большую работу в этом направлении провели воспитатель Гуня И.В, Гладкова Н.А. В старшей группе № 1 продолжено обеспечение оборудованием зонированных уголков в группе, большую работу с родителями провели воспитатели Пяткова С.П., Шмидт И.Е. Во 2 младшей группе родители помогли приобрести новый шкаф для игр и методических пособий, прикроватные коврики в спальню (воспитатели Овчинникова Н.В., Скоробогатова Т.И.).

4.       На базе нашего детского сада было проведено областное методическое объединение работников образовательных учреждений  1-2 видов «Деятельностный подход к речевому развитию детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и с задержкой психического развития как условие их социализации на этапе реализации ФГОС ДО», было реализовано 3 открытых занятия и 2 сообщения из опыта работы. Мероприятие прошло на высоком уровне, педагоги продемонстрировали свое мастерство. На занятиях показаны результаты систематической работы всех педагогов группы, отмечена позитивная динамика в освоении детьми программных требований по сравнению с началом учебного года.

5.       В детском саду в течение года функционировало 7 кружков:

 

№п/п

Наименование кружка

Группа

Руководитель

1

Художественный кружок «Необычные художники»

Подготовительная

Воспитатели: Прудникова Т.О., Круглова Л.П.

2

Кружок лепки «Сказочное тесто»

Старшая

Воспитатель: Пяткова С.П.

3

Театральный кружок «Колокольчик»

Дети старшего дошкольного возраста

Кирова Л.Ф., муз.рук.,

Овчинникова Н.В., воспитатель

4

Художественный кружок «Юный художник»

Группа выходного дня

Воспитатель: Ковальчук О.В.

5

Художественный кружок «Цветные ладошки»

1 младшая

Воспитатели: Тарасова Н.В., Шендерей Т.А.

6

Художественный кружок «Веселые пальчики»

ЗПР

Воспитатели: Гуня И.В., Гладкова Н.А.

7

Художественный кружок «Волшебные ладошки»

Старшая 2

Воспитатель: Донченко А.В.

 

Все кружки функционируют по разработанным программам в соответствии с расписанием кружковой деятельности в детском саду. В течение года систематически по годовому плану проводятся выставки кружковой работы: общие и групповые. По результатам работы кружков отмечается повышение уровня развития творческих, художественных способностей воспитанников.

4.2 Выполнение запланированных мероприятий в 2016 – 2017 учебном году в рамках ДОУ

№п/п

Мероприятие

Запланировано

Проведено

1.                   

Педагогические советы

4

4

2.                   

Консультации для педагогов

7

7

3.                   

Консультации (медицинские и педагогические) для родителей

11

11

4.                   

Общие родительские собрания

2

2

5.                   

Групповые родительские собрания

3

4

6.                   

Совет БДОУ г. Омска «Детский сад №304 компенсирующего вида»

2

2

7.                   

Анкетирование (родители, педагоги)

2

2

8.                   

Тематический контроль

4

4

9.                   

Оперативный контроль (заведующий, старший воспитатель)

13

13

10.               

Текущий контроль

18

18

11.               

Предупредительный контроль

11

11

12.               

Музыкальные развлечения

6

6

13.               

Утренники (праздники)

4

4

14.               

Заседания родительского комитета

2

2

15.               

Проведение инструктажей

4

10 (с уч.внеплан-х)

16.               

Выставки детских работ в ДОУ

8

8

17.               

Родительские субботники

4

4

18.               

Областное методическое объединение

1 (на базе БДОУ г. Омска «Детский сад №304 компенсирующего вида»)

1

19.               

Фотовыставки, стенгазеты

1

1

20.               

Выпуск информационных бюллетеней

4

4

21.               

Объектовые тренировки и антитеррору (ГО)

4

4

22.               

Семинары, семинары-практикумы для педагогов

1

1

23.               

Оперативное совещание при заведующем

9

9

24.               

Мониторинг воспитанников

2

2

25.               

Открытый просмотр занятий и режимных моментов

8

6 (педагоги в рамках подготовки к ОМО демонстрировали НОД на уровне ДОУ)

2 занятия перенесены на следующий год

 

4.3 Мониторинг образовательного процесса

Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Название областей

Группа

1 младшая

2 младшая

Средняя ЗПР

1 старшая

2 старшая

Подготовительная

Общий итог по саду (уровень)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1.  

Развитие речи

Развитие речевого восприятия (ЗПР)

Н(100%)

Н(50%)

С (100%)

С (83%)

С/Н(50%)

С (50%)

С (66%)

С (80%)

Н(100%)

Н (60%)

С (50%)

С (50%)

С

 (54%)

В (65,5%)

2.  

ФЭМП

Н(100%)

В (50%)

С (100%)

В (67%)

С (50%)

С (50%)

С (66%)

С (60%)

Н(100%)

С (50%)

В/С/Н (33%)

В/С/Н (33%)

С

(52%)

В (71,5%)

3.  

Произношение /развитие познавательных процессов и ЭВС(ЗПР, психолог)

Н(100%)

Н(75%)

Н (83%)

С (83%)

Н (81%)

Н (50%)

С (66%)

С (60%)

Н(100%)

Н(100%)

В/С/Н (33%)

С (50%)

С (66,5%)

В (80%)

4.  

Физическая культура

Н(100%)

В (86%)

С (100%)

В (100%)

Н (63%)

С (64%)

С (66%)

В (80%)

С (67%)

С (75%)

В (83%)

В (83%)

С (60%)

В (73,5%)

5.  

Предметно-игровая деятельность

Н(100%)

С (57%)

В (70%)

В (70%)

Н (75%)

С (75%)

С/В(50%)

В (60%)

С (67%)

Н (50%)

В (67%)

В (83%)

С (71,5%)

В (78,5%)

6.  

Ознакомление с окружающим миром

Н(100%)

С (57%)

С (100%)

С (100%)

Н(63%)

С (75%)

С (66%)

С (80%)

Н (67%)

Н (88%)

С (50%)

В (50%)

С (61%)

В (73%)

7.  

Художественная деятельность

Н(100%)

С (57%)

С (83%)

С (83%)

Н(100%)

Н (75%)

В (66%)

В (60%)

С (67%)

Н (62%)

В (50%)

В (83%)

С (75,5%)

В (73%)

8.  

Трудовая деятельность

Н(100%)

С (86%)

С (100%)

С (100%)

Н(100%)

С (53%)

В (84%)

В(100%)

Н (67%)

С (62%)

В (50%)

В (83%)

С (82%)

В (87%)

9.  

Музыка

С (50%)

В (80%)

С (50%)

В (70%)

Н (75%)

С (45%)

С (50%)

В (70%)

Н (20%)

С (40%)

В (60%)

В (70%)

С (58,5%)

В (75,5%)

Общий итог по группам

Н (95%)

С (68%)

С (88%)

В (77%)

С (64%)

В (74%)

Н (76%)

С (57%)

В (54%)

В (70%)

Н (88%)

С (69%)

С (70%)

С(71%)

 

Сравнение общих итоговых показателей по саду

     Предмет

 

Уч.год

РР/РРВ

ФЭМП

ФП

ФК

ПИД

ООМ

ХД

ТД

МУЗЫКА

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

2015-2016

С (54%)

В (65,5%)

С (52%)

В (71,5%)

С (66,5%)

В (80%)

С (60%)

В (73,5%)

С (71,5%)

В (78,5%)

С (61%)

В (73%)

С (75,5%)

В (73%)

С (82%)

В (87%)

С (58,5%)

В (75,5%)

2016-2017

С (67%)

С (66%)

С (63%)

С (48%)

Н (79%)

С (64%)

С (79%)

В (87%)

В (66%)

В (71%)

Н (77%)

С (78%)

С (87%)

С (71%)

Н (89%)

С (76%)

С (53%)

В (73%)

 

Из данных мониторинга следует, что на начало года средний уровень усвоения образовательной программы выявлен практически у всех воспитанников детского сада. Причиной считаем следующие факторы:

1. После каникул дети еще не адаптировались к учебному процессу.

2. За период каникул уровень приобретенных детьми в прошлом учебном году знаний значительно снизился вследствие отсутствия систематической работы родителей по повторению пройденного материала с детьми дома.

3. В детский сад поступило много  воспитанников, ранее не посещавших дошкольные учреждения.

Лучшие показатели на начало года у 1 подготовительной группы.

На конец года у большинства воспитанников выявлена динамика в развитии, улучшились качественные показатели. Лучшие показатели на конец года у 1 подготовительной группы, 1 старшей и 1 младшей группы. Наибольшая позитивная динамика в усвоении программных требований воспитанниками отмечается у 1 младшей группы – показатели выросли на 27% в течение года, средней группы для детей с ЗПР - 19%.

Лучшие показатели по образовательным областям (высокий уровень):

  • музыка – 80% (1 мл.гр.),
  • физическая культура – 100% (2 мл.гр.)
  • художественная деятельность – 83% (подгот.гр.)
  • предметно-игровая деятельность – 83% (подгот.гр.),
  • трудовая деятельность – 100% (1 ст.гр.),
  • ФЭМП – 67% (2 мл.гр.).

На основании данных мониторинга в конце учебного года можно сделать вывод о среднем с тенденцией к высокому уровне освоения воспитанниками всех разделов программы вследствие систематической и кропотливой работы всех педагогов групп во взаимосвязи между собой и родителями. Средние показатели объясняются несколькими факторами:

* Частое отсутствие некоторых воспитанников по уважительным причинам.

* Частое передвижение воспитанников как внутри сада, так и между учреждениями, частая смена состава групп (переводы в другие группы, выбытие воспитанников и прибытие ранее не обучавшихся воспитанников).

* Сложная структура дефекта у многих воспитанников.

 4.4 Достижения педагогов и воспитанников в 2016-2017 учебном году

 

Педагоги

Воспитанники

Название мероприятия

 

Форма

 

Тема

Уровень

Дата

1

Томова А.С.

1 младшая группа

ОМО для работников образовательных учреждений 1 – 2 вида

 

ОМО для работников образовательных учреждений 1 – 2 вида

 

ООД по ФЭМП (фронтальное занятие)

«Большой-маленький»

Региональный

 

 

Региональный

 

 

региональный

27 апреля

2017 года

 

 

27 апреля 2017 года

 

 

27 апреля 2017 года

 

2

Березина Л.В.

 

 

Средняя группа ЗПР

ООД по игре

«Регуляция психофизического и эмоционального состояния»

3

Круглова Л.П.

 

 

Подготовительная группа

ОМО для работников образовательных учреждений 1 – 2 вида

ООД по рисованию

«Бабочка»

4

Кирова Л.Ф.

Дети старшего дошкольного возраста

ОМО для работников образовательных учреждений 1 – 2 вида

Музыкальная открытка

 

региональный

27 апреля 2017 года

5

Иголкина Е.В.

Макаров Никита

Михайлова Юля

Областная предметная олимпиада по математике и РСВ на базе КОУ «АШИ № 15»

Тестовые задания

Математика

Произношение

региональный

21 и 26 апреля 2017 года

6

Березина Л.В.

Воспитанники группы ЗПР

 Интернет-олимпиада по психологии «Солнечный свет»

Творческий конкурс для педагогов «Весеннее вдохновение»

 Конкурс «Достижения современного педагога»

Публикация материалов

 

«Арт-терапия как одна из форм коррекции и развития детей с ОВЗ»

международный

всероссийский

международный

Февраль 2017

Апрель 2017

Май 2017

7

Томова А.С.

 

 

Научно-практическая конференция

 

 

 

Проблемный семинар

 

Выступление

 

 

 

 

Участие

 

«Развитие зрительного внимания у детей со сложной структурой дефекта», 

 

«Формирование начальных речевых навыков,  запуск речи у неговорящих детей: с аутизмом, моторной, сенсорной и сенсомоторной алалией, задержкой речевого развития с учетом ФГОС»

Межрегиональный

 

 

 

 

всероссийский

2017

 

 

 

 

 

2017

8

Круглова Л.П.

 

Педагогический конкурс «Творческий воспитатель-2016»

Публикация статьи в журнале «Современный урок»

Конспект коррекционного занятия

«Домашние животные. Поросенок».

всероссийский

2016

9

Прудникова Т.О.

 

Педагогический конкурс «Творческий воспитатель-2016»

Публикация статьи в журнале «Современный урок»

Конспект коррекционного занятия

«Овощи и фрукты»

всероссийский

2016

10

Гуня И.В.

 

Конкурс стенгазет, тематических уголков, стендов

Тематические уголки

«12 апреля- День космонавтики».

всероссийский

2017

11

Круглова Л.П.

Прудникова Т.О.

Михайлова Ю.

Зайнутдинова А.

«Волшебница Зима»

(победители)

Конкурс детского художественного творчества

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста»

городской

2016

Гладкова Н.А.

Гуня И.В.

Тарасова Н.В.

 

Карцев В.

Чумаров С.

Апостолова К.

 

«Волшебница Зима»

(участники)

12

Гладкова Н.А.

Гуня И.В.

Ковальчук О.В.

Щербинина З.С.

Тарасова Н.В.

Круглова Л.П.

Прудникова Т.О.

Донченко А.В.

Шендерей Т.А.

Яковлев В.

Макаров Н.

Михайлова Ю.

Апостолова К.

Молочкова С.

Фунтиков Е.

Чумаров С.

Карцев В.

Шмаков В.

Радаева А.

 

«Лучшее новогоднее украшение»

(участники)

Конкурс детского творчества

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста»

муниципальный

2016

13

Тарасова Н.В.

Прудникова Т.О.

Круглова Л.П.

Красько А.

Макаров Н.

Яковлев В.

 «Украшаем елку вместе»

 (победитель)

Конкурс детской поделки

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста»

региональный

2016

Шендерей Т.А.

Щербинина З.С,

Гуня И.В.

Гладкова Н.А.

 

Конопкин Д.

Осетров Г.

Шестобитов Д.

 

«Украшаем елку вместе»

 (участники)

14

Шмидт И.Е.

Пяткова С.П.

Прудникова Т.О.

Круглова Л.П.

Гуня И.В.

Неженцев Л.

Яковлев В.

Котыгорох В.

Михайлова Ю.

Горина В.

 «Семейный калейдоскоп» (победитель)

Фестиваль семейного творчества для детей с ОВЗ и их родителей

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста»

муниципальный

2017

Тарасова Н.В.

Шендерей Т.А.

Гладкова Н.А.

Скоробогатова Т.И.

 

Шестобитов Д.

Апостолова К.

Конопкин Д.

Кох В.

Лаврентьев А.

Микуцкая П.

Гисс А.

 «Семейный калейдоскоп» (лауреаты)

15

Скоробогатова Т.И.

Овчинникова Н.В.

Донченко А.В.

Шендерей Т.А.

Шмидт И.Е.

Пяткова С.П.

Тарасова Н.В.

Гуня И.В.

Гладкова Н.А.

Круглова Л.П.

Прудникова Т.О.

  Осетров Г.

Карцев В.

Достовалова В

Лиховцов В.

Радаева А.

Шеломенцев С.

Мелехин Н.

Молочкова С.

Котыгорох В.

Неженцев Л.

Гисс А.

Шмаков В.

Попова Л.

Терещенко М.

Вольтер Д.

Кох В.

«Рождественская сказка»

(участники)

Конкурс детского рисунка

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста»

всероссийский

2016

16

Донченко А.В.

Пяткова С.П.

Шмидт И.Е..

Михайлова Ю.

Молочкова С.

 

Шмаков В.

«Веселый светофор»

(победители)

«Веселый светофор»

(участники)

Детский художественно-познавательный конкурс

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста»

всероссийский

2016

17

Шендерей Т.А.

Вольтер Д.

Фунтиков Е.

Шмаков В. 

Радаева А.

«Солнечный круг»

(победитель)

Детские художественно-познавательные конкурсы

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста»

всероссийский

2016-2017

Донченко А.В.

Шмидт И.Е.

Пяткова С.П.

Романенко А.В.

Скоробогатова Т.И.

Гуня И.В.

Гладкова Н.А.

 

Михайлова Ю.

Шмаков В.

Попова Л.

Апостолова К.

Кох В.

Микуцкая П.

Радаева А.

Шеломенцев С.

Лаврентьев А.

Натирухина Л.

Щеневская У.

Фунтиков Е.

Сасько В.

Неженцев Л.

«Солнечный круг»

(участники)

 

18

Донченко А.В.

Шендерей Т.А.

Тарасова Н.В.

Фунтиков Е.

Яруткин М.

Натирухина Л.

Щеневская У.

Шеломенцев С.

Радаева А.

Круглова С.

«Солнечный круг» для малышей

(участники)

Детские художественно-познавательные конкурсы

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста»

всероссийский

2017

19

Березина Л.В..

Прудникова Т.О.

Круглова Л.П.

Зайнутдинова А.

Михайлова Ю.

Яковлев В.

«Радуга талантов»

(победители)

Фестиваль для детей с ОВЗ

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста»

Всероссийский

2017

20

Гладкова Н.В.

Гуня И.В.

Карцев В.

Осетрова Г.

Достовалова В.

Горина В.

Онищенко И.

«Пускай смеются дети» (участники)

Конкурс детского рисунка

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста»

муниципальный

2017

21

Шмидт И.Е.

Пяткова С.П.

Донченко А.В.

Котыгорох В.

Молочкова С.

Неженцев Л.

Сасько Л.

Шмаков В.

«Путешествие с Пони»

(участники)

Детский художественно-познавательный конкурс

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста»

всероссийский

2016

Итого

Международный

Всероссийский

Региональный

Муниципальный

Общий итог

участия в конкурсах

педагоги

воспитанники

педагоги

воспитанники

педагоги

воспитанники

педагоги

воспитанники

педагоги

воспитанники

Участие

2 чел. (10%)

0 реб. (0%)

14 чел (66%)

30 дет. (65%)

7 чел. (33%)

6 реб. (13%)

15 чел. (71%)

24 дет.

(52%)

19 чел. (90%)

34 реб.

(73%)

Победа

1 чел. (5%)

0 реб. (0%)

9 чел.

(42%)

10 дет. (22%)

3 чел. (14%)

3 дет.

(7%)

5 чел. (24%)

7 дет.

(15%)

9 чел. (43%)

18 дет.

(40%)

Из данных таблиц видно, что общий процент участия в конкурсах и мероприятиях разного уровня составляет у педагогов 90 % , у воспитанников - 73 %.  Победители и призеры составляют 40% от всех воспитанников ДОУ. В текущем учебном году стоит отметить участие педагогов Гуня И.В., Кругловой Л.П., Прудниковой Т.О., Березиной Л.В. в конкурсах всероссийского и международного уровня с получением дипломов победителей.

По сравнению с прошлым годом общий процент участия педагогов ДОУ в конкурсах и мероприятиях разного уровня снизился на 5%, но количество педагогов, участвующих в конкурсах осталось прежним – 19 человек. Доля участия воспитанников в прошедшем учебном году составила 73 % - это на 4,5 % меньше, чем в предыдущем учебном году. Эти показатели не отражают отсутствия динамики в данной области. Снижение процента участия воспитанников в конкурсах объясняется обновлением детского коллектива, наличием у воспитанников более сложной структуры дефекта, большим количеством воспитанников младшего дошкольного возраста (конкурсы проводятся в основном для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Однако, следует отметить, что увеличился процент победителей и призеров конкурсов как среди педагогов (он составил 43% против 40% в прошлом учебном году), так и среди  воспитанников ДОУ (40 % в текущем учебном году, что на 5% больше, чем в прошлом).

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что участие педагогов и воспитанников в конкурсах различного уровня в текущем учебном году существенно повысилось в качественном отношении за счет увеличения количества победителей и призеров.

4.5 Готовность детей к обучению в школе.

    Данные мониторинга подготовительной к школе группе:

 

Направления программы

Уровень

Подготовительная группа

Речевое развитие

С

Познавательное развитие

С

Физическое развитие

В 

Социально-коммуникативное развитие

В

Художественно-эстетическое развитие

В

Итоговый уровень по группе

Средний

 

Анализ результатов мониторинга подготовки к школе позволяет констатировать следующее: основные направления программы «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста»  освоены выпускниками частично. Воспитанники показали средний уровень знаний, умений и навыков на ПМПК. Высокие показатели по всем разделам программы отмечены у 2 детей – это Макаров Н. и Михайлова Ю. Им предложено обучение в школе № 15 для слабослышащих детей в первом классе. Один ребенок Яковлев В. показал средний уровень знаний по программе, ему рекомендовано обучение в школе № 7 для глухих детей. По результатам мониторинга образовательного процесса 2 ребенка – Сидоренко А. и Кардополов В. не готовы к школьному обучению. С согласия родителей им рекомендовано дальнейшее обучение и воспитание в детском саду в подготовительной к школе группе. Средний уровень подготовленности детей к школе обусловлен наличием следующих причин – в течение года дети пропустили много занятий (Арина, Андрей, Никита), отмечается сложная структура дефекта (Ваня, Андрей), недостаточно времени пребывания в детском саду для усвоения программы (Юля поступила в детский сад в сентябре 2016 года, сразу в подготовительную группу). В конце учебного года с детьми подготовительной группы начались занятия педагога-психолога.

В целом, работа всех специалистов по подготовке детей к школе заслуживает высокой оценки. Прослеживается системный подход в работе, отработанное и слаженное взаимодействие учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя.

5. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Организуя работу с родителями по выявлению основных затруднений семьи в воспитании ребёнка, на первый план выступили трудности в организации воспитательного процесса. Причинами является недостаток педагогических знаний, неумение поддерживать беседу с ребёнком, непонимание интересов и трудностей дошкольника, потеря нравственных ориентиров в развитии ребенка, недостаточное владение формами совместного досуга.   Исходя из этого, в дошкольном образовательном учреждении разработана система работы с родителями, целью которой является формирование более компетентного родителя в вопросах воспитания. Разработан план работы с семьей по оказанию помощи и осуществлению коррекционной работы с детьми, родителями и педагогами. Систематически ведется просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания дошкольников с нарушением слуха на сайте учреждения.

Изучение состояния семьи, социальный статус родителей, являющихся основными заказчиками, показало следующее:

5.1 Социальный состав семей воспитанников

Социальный статус семьи

Общее количество родителей - 62 чел.

Служащие

8 чел (13,5 %)

Рабочие

17 чел (28,5%)

Предприниматели

нет

Безработные

36 чел. (58%)

 

Из данных показателей видно, что 58%  родителей являются безработными, это инвалиды по слуху. 

5.2 Образовательный уровень родителей

Высшее образование –10 чел  -  16%; среднее специальное образование –31 чел - 50 %; общее среднее образование – 19 чел -  31%; неполное среднее образование – 2чел - 3%.Из данных показателей видно, что образовательный уровень родителей  ниже среднего уровня, так как родители являются инвалидами по слуху.

5.3 Количество детей в семье:

семьи, имеющие одного ре­бенка - 17; имеющие двух детей - 21; имеющие трех и более детей - 6; опекуны - 1.                                                                                                           Из данных показателей видно, что чаще всего встречаются семьи, имеющие 2-х детей.

5.4 Состав  семей

30 полных семей - 79  %; 11 неполных семей - 21 %

Таким образом, на основе выявленных данных, анализа деятельности дошкольного образовательного учреждения, были определены основные направления деятельности по совершенствованию существующей образовательной системы детского сада.

Направления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

По каждому из направлений были определены годовые задачи, которые охватывали всех субъектов образовательного процесса, включали в себя разные виды контроля. Итоговая часть по каждому направлению заканчивалась педагогическим советом.

Речевое развитие

Это приоритетное направление в образовательной деятельности дошкольного учреждения. В течение года в каждой группе учителями-дефектологами проводятся фронтальные занятия по развитию речи. Ежедневно осуществляется индивидуальная работа по обучению произношению и развитию слухового восприятия (восприятие звучания музыкальных инструментов и речи: звукоподражания, слова, словосочетания, фразы, предложения; постановка, автоматизация, дифференциация звуков в слогах, словах и фразе). Систематически создается слухо-речевая среда, предполагающая постоянное мотивированное общение детей, независимо от степени снижения слуха и уровня развития речи у детей. Развитие устной речи воспитанников как основного средства общения детей с нарушением слуха и ЗПР ежегодно остается приоритетной задачей для педагогов ДОУ. Анализ взаимопосещения занятий учителями-дефектологами показал профессиональное мастерство, высокий уровень владения педагогами современными коррекционно-развивающими технологиями. Данный вид работы ведется в тесном взаимодействии с родителями, активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Социально-коммуникативное развитие

В данном направлении во всех группах воспитателями проводились занятия по обучению игре. В течение года проводились развлечения, праздники, совместные мероприятия с родителями и социальными партнерами. В каждой группе родители привлекались к благоустройству территории вместе со своими детьми.  Данная форма работы дала воспитанникам опыт общения со сверстниками и другими взрослыми в процессе важной социально-значимой деятельности. В соответствии с заявленным планом работал театральный кружок «Колокольчик» для детей  старшего дошкольного возраста. В ходе кружковой работы воспитанники учились учитывать мнение друг друга, планировать и впоследствии согласовывать свои действия между собой, получили неоценимый опыт в организации коммуникации с детьми разного возраста. Крайне важной формой работы для социально-коммуникативного развития является организация участия воспитанников в различных мероприятиях – от конкурсов и олимпиад до экскурсий и совместного участия в праздниках. В текущем учебной году был организован праздник с участием творческого коллектива ВОГ ансамбль жестовой песни «Взмах»,  педагоги ДОУ организовали участие своих воспитанников в 3 муниципальных конкурсах, 1 региональном, 7 всероссийских , в общей сложности дети приняли участие в 11 конкурсах различного уровня. Результатом явилось 18 побед,  вдвое больше, чем в прошлом году, это очень высокий показатель, так как далеко не все конкурсы проводились именно для детей с ОВЗ.

Систематическая работа всех педагогов учреждения в данном направлении в конечном итоге ведет к инклюзии детей с нарушением слуха и с ЗПР в современное общество и их полноценную социокультурную интеграцию.

Познавательное развитие

В этой области проводились специальные фронтальные занятия по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, конструированию. Был проведен открытый просмотр организованной образовательной деятельности  по формированию элементарных математических представлений по теме «Большой-маленький» учителем-дефектологом Томовой А.С. для педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

В познавательном развитии много внимания уделялось исследовательской деятельности и экспериментированию. В каждой группе выращивали огород на подоконнике. В основном наблюдали за ростом  лука, распусканием почек, посевом семян для огорода на улице.

На высоком уровне провели исследовательскую деятельность и экспериментирование педагоги средней группы ЗПР. Они спланировали деятельность в течение года, привлекали к участию в проекте родителей. Ими была проведена проектно-исследовательская деятельность «Опыты с водой». Результаты своей деятельности воспитатели Гладкова Н.А., Гуня И.В. представили на педагогическом совете № 3 и областном методическом объединении адаптивных образовательных учреждений I-II вида.

Во всех группах существуют зоны исследовательской деятельности и экспериментирования, материал периодически пополняется.

Художественно-эстетическое развитие

Проводились занятия по рисованию, лепке, аппликации, музыке. Кружковая деятельность проводилась в группах: подготовительной, старших № 1 и № 2, средней ЗПР, 1 младшей, группе выходного дня. Результаты кружковой деятельности систематически демонстрировались руководителями кружков на групповых и общих выставках, в творческих фотоотчетах, на сайте детского сада.

Воспитатель старшей  группы № 2 Пяткова С.П. продемонстрировала  открытое занятие по лепке из теста для педагогов ДОУ в начале учебного года, воспитатель подготовительной группы Круглова Л.П.   занятие по рисованию на ОМО для педагогов адаптивных образовательных учреждений I-II вида в конце учебного года. При сравнении умений детей на двух показанных занятиях отчетливо прослеживается позитивная динамика в освоении детьми умений и навыков в данной области.

Физическое развитие

Обследование (диагностика) физических качеств детей проводится два раза в год: в начале года, когда группа сформирована полностью, и в конце года, когда проделана запланированная работа в данном направлении. Данные первичного обследования тщательно анализировались, затем были поставлены задачи по коррекционно-развивающей работе, ориентированные на зону ближайшего развития ребенка. Для оценки развития физических качеств ежегодно используются контрольные нормативы, которые отражают уровень физической подготовки детей 3-7 лет.

Сравнительный анализ полученных данных показывает достаточно динамичный рост уровня  физических качеств  детей: на 12% по сравнению предыдущим учебным годом. Эти результаты достигнуты благодаря индивидуальному подходу к детям на основе диагностики физического развития, комплексного подхода к оздоровлению дошкольников. В текущем учебном году продолжились занятия аэробикой под музыку, организованные музыкальным руководителем Кировой Л.Ф. совместно с воспитателями всех групп. Физические упражнения под веселую музыку очень нравятся детям всех возрастов. Комплекс «Солнышко лучистое» был продемонстрирован на областном методическом объединении педагогов образовательных учреждений 1-2 вида, на утреннике ко Дню защиты детей. В течение учебного года на высоком организационном уровне проводилась утренняя гимнастика, взбадривающая гимнастика после сна, закаливающие процедуры. Во всех возрастных группах составлены комплексы гимнастики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В новом учебном году следует уделить больше внимания проведению динамических пауз на занятиях воспитателей, учителей-дефектологов, обновить комплексы физминуток.

Физкультурно-оздоровительная работа проводилась в следующих направлениях:

1.            Противоэпидемиологическая работа

ü   Своевременное выявление и изоляция больных, оказание при необходимости первой доврачебной помощи.

ü   Соблюдение карантинных мероприятий в группах.

ü   Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в группах и на пищеблоке.

ü   Своевременное проведение профилактических прививок.

ü   Профилактика туберкулеза.

ü   Проведение прививок по эпидемиологическим показаниям.

ü   Контроль за питанием детей.

ü   Проведение просветительской работы среди родителей и сотрудников по профилактике кишечных инфекций.

ü   Соблюдение питьевого режима.

ü   Сотрудничество с участковой службой по профилактике заноса инфекций в детский сад.

2.            Лечебно-оздоровительная работа

ü   Осмотр вновь поступивших детей, контроль за адаптацией.

ü   Осмотр детей после болезни.

ü   Подготовка детей к осмотру узкими специалистами.

ü   Проведение скрининга.

ü   Оформление длительных медотводов.

ü   Оформление паспортов школьника.

ü   Контроль за лабораторным обследованием.

ü   Контроль за физическим воспитанием детей.

ü   Контроль за режимом зрительных нагрузок.

ü   Контроль за проведением закаливающих процедур.

ü   Контроль за режимом дня.

ü   Составление меню, контроль за приготовлением пищи, снятием пробы.

ü   Проведение лечебно-профилактических, оздоровительных мероприятий, витаминотерапии.

3.            Санитарно-просветительская работа

ü   Проведение лекций и бесед с родителями, персоналом по рациональному питанию, по профилактике хронических и инфекционных заболеваний.

ü   Пропаганда здорового образа жизни.

ü   Проведение бесед с сотрудниками по санитарно-эпидемиологическому режиму и личной гигиене.

ü   Сдача годового отчета составление планов и графиков работы на следующий год.

Медико-педагогические обследования детей проводятся систематически, что позволяет эффективно проводить работу по оздоровлению и физическому развитию детей, с учётом их индивидуальных особенностей здоровья, выстраивая педагогический процесс с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Систематически отслеживаются учебные и физические нагрузки, созданы условия, обеспечивающие  более комфортное проживание детей в период адаптации. Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием, что позволяет качественно обеспечивать медицинское обслуживание. Такая работа дает возможность позитивным изменениям в состоянии здоровья детей.

Для проведения комплексной оценки состояния здоровья детей использовались следующие критерии: уровень функционального состояния организма, заболеваемость, уровень физического развития, его гармоничность, адаптация к образовательному процессу.

Распределение детей по группам здоровья

Среднесписочный состав детей

Группы здоровья (чел.)

I

II

III

IV

V

46

0

2

3

38

3

Среднее значение в %

0%

4,3 %

6,5%

82,6 %

6,5%

Хроническая патология

Заболевания

Количество воспитанников

Процент

Тубинфицированные

7

15

ЛОР-заболевания

32

96,5

Кардиологические заболевания

5

11

Анемия

2

4,3

Заболевания глаз

4

8,6

Болезни органов пищеварения

0

0

Болезни мочеполовой системы

2

4,3

Болезни нервной системы

17

37

Плоскостопие

9

19,5

Нарушение осанки

1

2

Врожденные аномалии

2

4,3

 Из приведенных таблиц видно, что проблемы со здоровьем существуют практически у всех детей, посещающих детский сад: только  5 детей относятся ко 2 и 3 группе здоровья, что составляет 10,8 % от общего количества детей (это дети группы ЗПР),  82,6% - дети 4 группы здоровья (дети с нарушением слуха) и 3 ребенка или 6,5 % имеют 5 группу здоровья. У детей диагностируются сочетанные хронические заболевания. Увеличилось количество детей с заболеваниями нервной системы. 

Адаптация вновь поступающих детей в дошкольное учреждение проходила в большинстве случаев благополучно. Однако имеются дети, требующие щадящего режима и минимального пребывания в детском саду. Они составляют 8,7 % от общего количества детей.

Заболеваемость детей, посещающих дошкольное учреждение, имеет тенденцию к снижению: на 0,5 дня меньше чем в прошлом учебном году.  Таким образом, в дошкольное учреждение поступают дети с различными хроническими заболеваниями и сложной структурой дефекта.

 Инновационная работа

В настоящее время учреждение находится на этапе реализации ФГОС ДО в  рамках коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты в годовом плане были запланированы и проведены следующие мероприятия:

ü  Продолжена работа по программе развития БДОУ г. Омска «Детский сад № 304 компенсирующего вида» «Деятельностный подход к речевому развитию детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и с задержкой психического развития как условие их социализации». В сентябре 2016 года начался второй этап реализации программы развития – преобразующий, который будет длиться до сентября 2018 года.

ü  Скорректирована адаптированная основная образовательная программа ДОУ в соответствии с ФГОС ДО (корректировка целевого, содержательного и организационного раздела).

ü  Изучены педагогическим коллективом основные документы ФГОС ДО:

-        приказ Министерства образования и науки РФ от 17 10. 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-        проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО для глухих детей раннего и дошкольного возраста;

-        проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО для слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста;

-        методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО;

-        авторская программа (для специальных дошкольных учреждений) «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц;

-        авторская программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко.

ü  Разработана сетка занятий, учитывающая требования СанПиН и ФГОС;

ü  Скорректирован режим дня в детском саду по СанПиНу и ФГОС;

ü  Оптимизирован и успешно апробирован диагностический инструментарий (мониторинг по ФГОC ДО) по всем возрастным категориям детей для учителей-дефектологов и воспитателей.

ü  Сформирована развивающая среда в группах. Пополнен и систематизирован материал по образовательной и свободной деятельности по всем образовательным областям и выделен в центры. Большое внимание уделялось исследовательской деятельности в каждой группе организован уголок исследовательской деятельности; пополнен развивающий и наглядный материал в методическом кабинете по всем темам.

В течение учебного года членами педагогического коллектива было просмотрено два занятия к педсовету и три занятия к областному методическому объединению. В рамках взаимопосещения к педсоветам были просмотрены занятия у всех воспитателей и учителей-дефектологов. На следующий учебный год перенесены занятия воспитателя Гуня И.В., учителя-дефектолога Романенко А.В. по объективным причинам (отсутствие детей, прохождение курсов повышения квалификации).

Занятия были проведены на высоком уровне, педагоги показали отличное владение методами и приемами передачи знаний воспитанникам, дети показали хорошие результаты, отражающие систематичность проводимой коррекционно-развивающей работы и положительную динамику в развитии.

В ДОУ работают педагоги с высоким образовательным уров­нем, квалифицированные специалисты, владеющие программами и технологиями нового поколения. Контроль за воспитательно-об­разовательным процессом осуществляется с учетом особенностей личности каждого педагога, его опыта и стиля работы. В педагогическом коллективе работают также  начинающие воспитатели, стремящиеся к профессиональному росту и повышению уровня своих профессиональных компетенций.

6. Задачи    БДОУ г. Омска  «Детский сад № 304 компенсирующего вида» в 2016 – 2017 учебном  году

Перед коллективом на текущий учебный год были поставлены следующие задачи:

1.      Осуществлять целенаправленную работу по развитию устной речи, слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха в целях их успешной адаптации и интеграции в социум, в процессе реализации требований ФГОС ДО.

2.      Обеспечить создание условий для сохранения и укрепления  здоровья воспитанников, функционирования здоровьесберегающей и безопасной  среды  в детском саду.

3.      Развивать мышление дошкольников с нарушением слуха через различные виды деятельности, в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. 

 

Анализ выполнения задач, поставленных перед коллективом в 2016 – 2017 учебном году

1.                   

Осуществлять целенаправленную работу по развитию устной речи, слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха в целях их успешной адаптации и интеграции в социум, в процессе реализации требований ФГОС ДО.

1.1.

Решение задачи педагогическим коллективом

 

Коллектив  детского сада планомерно и целенаправленно работал над решением вопросов по развитию устной речи, слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха в целях их успешной адаптации и интеграции в социум, в процессе реализации требований ФГОС ДО.

С этой целью в детском саду были подготовлены и проведены следующие мероприятия:

ü  тематический контроль: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха и ЗПР»;«Эффективность организации учебно-воспитательного процесса по формированию игровых умений и навыков воспитанников в режиме дня»;

ü  оперативный и текущий контроль: «Проверка перспективного и календарного планирования», «Индивидуальная работа с детьми», «Организация наглядной агитации для родителей по темам педсовета», «Проведение родительских собраний в группах»;

ü  предупредительный и текущий контроль: «Подготовка и проведение праздников и развлечений», «Индивидуальная работа с родителями»;

ü  консультации для педагогов: «Проведение мониторинга», «Организация проведения праздников», «Формирование мыслительной деятельности дошкольников через ДИ»;

ü  консультации для родителей: «Развитие речи ребенка с нарушением слуха, с ЗПР в совместной деятельности с родителями в условиях домашнего обучения», «Дактильный алфавит», «Фоноритмика в обучении речи дошкольников с нарушением речи».

ü  семинар для педагогов: «Речевое развитие – приоритетное направление ДОУ в рамках ФГОС ДО»

ü  открытый просмотр фронтальных занятий по развитию речи – Томова А.С., Романенко А.В.

ü  индивидуальные консультации и просмотры занятий, мастер-классы по обучению речи дошкольников с нарушением слуха в группах.

ü  Сообщение из опыта работы Томовой А.С. для педагогов ДОУ на педагогическом совете № 4 по теме: «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением слуха».

Анализ работы педагогического коллектива ДОУ по развитию речи показал, что работа по развитию речи дошкольников с нарушением слуха ведется систематически и целенаправленно, с использованием современных педагогических и коррекционных технологий, на основе личностно-ориентированного подхода,  с учетом структуры дефекта, индивидуальных, возрастных, психофизических показателей, выявленных по итогам диагностического обследования в начале учебного года. Основной формой работы по данному направлению являются занятия учителя-дефектолога: фронтальные по развитию речи, индивидуальные по РСВ и обучению произношению,  воспитателя: ознакомление с окружающим. Результаты итоговой диагностики в конце учебного года отражают позитивную динамику в овладении воспитанниками речевой деятельностью. В целом по саду у воспитанников отмечается высокий уровень речевого развития, что достигнуто благодаря слаженной, профессиональной и ежедневной работе всех специалистов детского сада.

1.2.

Проблемы, возникшие при решении задач

 

-        Ограниченная помощь родителей  в формировании устной речи ребёнка в условиях семьи.

-        Недостаточная социальная активность родителей воспитанников детского сада, что препятствует приобретению коммуникативного опыта детьми с нарушением слуха.

-        Недостаточное оснащение воспитательно-образовательного процесса современными наглядными пособиями для использования ИКТ и современными методическими рекомендациями  по работе с детьми с нарушением слуха.

1.3.

Перспективы работы на новый учебный год

 

1. Организация воспитательно-образовательного  процесса в детском саду в соответствии с АОП, составленной  с учетом ФГОС ДО. Помимо инвариантной (обязательной) части, в рамках которой проводятся занятия с воспитанниками, модульная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса,  позволит более полно реализовать социальный заказ  на образовательные услуги – обучение речи детей с нарушенным слухом, коррекцию познавательной и личностной сферы детей с ЗПР.

2. Систематизация работы по активизации речи воспитанников помимо совместной образовательной деятельности, а именно: в режимных моментах, музыкально-спортивных мероприятиях, кружковой работе, привитии безопасных  навыков поведения (разработка и рецензирование  программ, методических пособий по развитию речи воспитанников), проектной деятельности.

3. Совершенствование  работы с родителями  по  активизации речевой деятельности воспитанников,  предусматривающее организацию  специалистами  ДОУ групповых  и  индивидуальных консультаций, открытых занятий  для  родителей по  вопросам развития речи детей с нарушением слуха и ЗПР, использование современных ИКТ в образовательной деятельности, размещение наработанного материала на сайте учреждения, организация досуга (посещение выставок, музеев, развлекательных центров, театров, цирка, экскурсии по городу и др.)

4. Создание условий для приобретения детьми социального и коммуникативного опыта (организация детских экскурсий за пределы дошкольного учреждения,  посещение выставок детского творчества, на которых представлены работы наших выпускников и др.).

2.

Обеспечить создание условий для сохранения и укрепления  здоровья воспитанников, функционирования здоровьесберегающей и безопасной  среды  в детском саду.

2.1.

Решение задачи педагогическим коллективом

 

Медико-педагогические обследования детей проводятся систематически, что позволяет эффективно проводить работу по оздоровлению и физическому развитию детей, с учётом их индивидуальных особенностей здоровья. Регулярно отслеживаются учебные и физические нагрузки; созданы условия, обеспечивающие  наиболее комфортное проживание детей в период адаптации. Прогулки проводятся своевременно, в соответствии с календарно-тематическими планами в каждой группе ДОУ. Строго в соответствии с сеткой занятий проводятся физкультурные занятия, где много внимания уделяется развитию физических качеств детей, через использование  игровых методов и приемов. Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием, что позволяет качественно обеспечивать медицинское обслуживание. Регулярный осмотр воспитанников старшей медицинской сестрой дает возможность предупредить и своевременно устранить возможные заболевания, что позитивно влияет на степень заболеваемости и, соответственно, посещаемости воспитанников.

Обследование (диагностика) физических качеств детей проводится два раза в год: в начале года, когда группа сформирована полностью, и в конце года, когда проделана определенная работа в данном направлении. Данные первичного обследования анализируются, на их основе составляется план по физическому развитию каждого воспитанника, определяются коррекционно- педагогические и развивающие задачи, ориентированные на зону ближайшего развития ребенка. Для оценки развития физических качеств ежегодно используются контрольные нормативы которые отражают уровень физической подготовки детей 2-7 лет.

Сравнительный анализ полученных данных мониторинга на начало и конец года показывает достаточно динамичный рост физического развития воспитанников, что достигнуто благодаря индивидуальному подходу к детям на основе диагностики физического развития, комплексного подхода к оздоровлению дошкольников.

В детском саду с целью формирования у дошкольников с нарушением слуха привычки к здоровому образу жизни и снижения уровня заболеваемости детей, используются такие формы работы, как: физкультурные занятия, прогулки; кварцевание помещений; просветительская работа среди родителей по предупреждению заболеваемости детей; закаливающие процедуры; утренняя, взбадривающая, дыхательная, артикуляционная гимнастика; подвижные игры; индивидуальные беседы с родителями; фотовыставки; систематически оформляется уголок здоровья.

Достижение положительных результатов в воспитании здоровых воспитанников обусловлено реализацией в детском саду разноплановой  работы по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему. Совместная работа педагогов ДОУ и родителей по укреплению здоровья детей способствует развитию у них не только физических качеств и выносливости, но и уверенности в себе и своих силах, что играет значительную роль для инклюзии в коллектив нормально развивающихся сверстников.

Сохранение  и укрепление здоровья воспитанников – приоритетная задача всех сотрудников детского сада.

В течение учебного года педагоги  провели следующую работу в этом направлении:

ü  Консультации ст. медицинской сестры для коллектива и родителей «Профилактика хронических и инфекционных заболеваний», «Профилактика гриппа», «Соблюдение питьевого режима в летний период», «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний», «Использование природных факторов для закаливания детей летом», «Ребёнок на дороге!», «Санитарные нормы по подбору мебели»

ü  Регулярные инструктажи по охране жизни и здоровья детей при проведении мероприятий и в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

ü  Родительские собрания по теме: «Растим здорового ребенка», на которых выступала старшая медсестра Посунько Л.И.

ü  Аэробику по теме «Солнышко лучистое» провела музыкальный руководитель Кирова Л.Ф. для областного методического объединения.

ü  Проведение объектовых тренировок с выводом детей на улицу.

ü  Оперативный, текущий, предупредительный контроль (вопросы питания детей, организация работы по охране жизни и здоровья детей в группах, состояние работы по укреплению здоровья детей,  соблюдение двигательного режима, профилактика гриппа и простудных заболеваний, привитие у воспитанников навыков здорового образа жизни).

ü  Тематический контроль: «Состояние физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

ü  консультации для обслуживающего персонала и педагогов «Повторяем правила Санпин».

ü  проведены 2 спортивных развлечения.  

Существенное снижение заболеваемости воспитанников по сравнению с предыдущим учебным годом и повышение показателей их физического развития доказывает эффективность выбранных педагогами форм работы по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

2.2

Проблемы, возникшие при решении задачи

 

-        Отсутствие разработанной программы и методических рекомендаций  по реализации образовательной области «Физическое развитие»  в программах для детей с нарушением слуха, с ЗПР.

-        Недостаточное оснащение  детского сада спортивным инвентарём (нет отдельного физкультурного зала, современных спортивных тренажёров и др.).

-        Отсутствие систематической работы с детьми в данном направлении со стороны родителей и семьи в целом.

2.3.

Перспективы работы на новый учебный год

 

1.      Поиск и адаптация к УВП программ и методических материалов по физической культуре и здоровому образу жизни, безопасному поведению.

2.      Совершенствование работы по организации здоровьесберегающей среды в детском саду (строгое соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к  организации воспитательно-образовательного процесса, разработка, апробация и внедрение  методов и приёмов работы с детьми, максимально обеспечивающих сохранение и укрепления здоровья воспитанников).

3.      Формирование социально-адаптивных качеств личности ребенка с опорой на сохранные анализаторы, обеспечивающие компенсацию и развитие высших психических функций.

4.      Пропаганда здорового образа жизни среди родителей.

3.

Развивать мышление дошкольников с нарушением слуха через различные виды деятельности, в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. 

3.1.

Решение задачи педагогическим коллективом

 

В течение всего года воспитатели детского сада планомерно и целенаправленно работали над развитием мышления воспитанников.

С целью развития мышления воспитанников в детском саду были реализованы следующие мероприятия:

ü  Проведен педагогический совет № 4 по теме «Развитие психических процессов дошкольников с нарушением слуха и ЗПР», на котором представили свой опыт работы воспитатели Скоробогатова Т.И., педагог-психолог Березина Л.В.

ü  Проведено открытое занятие по ФЭМП по теме «Большой-маленький» в 1 младшей группе учитель-дефектолог Томова А.С.

ü  Представлен опыт работы воспитателей Гладковой Н.А., Гуня И.В. по проектно-исследовательской деятельности «Опыты с водой» с привлечением родителей.

ü  Организованы индивидуальные консультации для педагогов и родителей.

ü  Осуществлен оперативный, текущий, предупредительный контроль: «Организация мониторинга образовательного процесса», «Проведение индивидуальной работы с детьми», «Организация наглядной информации для родителей».

ü  Проведены консультации для педагогов и родителей: «Мир вокруг нас», «Развитие познавательных процессов дошкольников», «Формирование мыслительной деятельности дошкольников с нарушением слуха и ЗПР через дидактические игры».

Анализ работы педагогического коллектива ДОУ по развитию познавательных процессов дошкольников с нарушением слуха и ЗПР показал, что в процессе систематического проведения фронтальных занятий по ФЭМП, в процессе самостоятельной деятельности и в тесном контакте с родителями у воспитанников ДОУ существенно повысился уровень развития познавательных процессов,  углубились знания об окружающем мире, появился стойкий интерес к  самостоятельному познанию окружающей действительности, расширился социальный опыт.

3.2

Проблемы, возникшие при решении задачи

 

-        В детский сад поступают дети с более сложной структурой дефекта и различными нарушениями развития познавательных процессов.

-        Слабая мотивация родителей к участию в совместной  деятельности с детьми в рамках детского сада и дома.

3.3.

Перспективы работы на новый учебный год

 

1.      Дальнейшее совершенствование и  оптимизация работы в вопросах просвещения   родителей по воспитанию и обучению детей совместной  проектной  и исследовательской деятельности.

2.      Привлечение  родителей к созданию совместных проектов с детьми.

 

На фоне достигнутых успехов в системе воспитательно-образовательной работы детского сада, нами были выявлены следующие проблемы и противоречия:

1.      Необходимость формирования развивающе-обучающей среды, соответствующей новым образовательным стандартам.

2.      Недостаточное использование ИКТ на занятиях всех педагогов.

3.      Недостаточное оснащение воспитательно-образовательного процесса современными пособиями, игровым материалом, полиграфической продукцией, ИКТ.

4.      Необходимость формирования у воспитанников позитивных установок к различным видам труда.

 

6.     Задачи на 2017-2018 учебный год:

1.      Продолжить целенаправленную работу по развитию устной речи, слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха, по развитию психических процессов и произносительной стороны речи у детей с ЗПР в целях их успешной адаптации и интеграции в социум, в процессе реализации требований ФГОС ДО.

2.      Совершенствовать работу по сохранению и укреплению  здоровья воспитанников, обеспечить здоровьесберегающую и безопасную  среду  в детском саду за счет оптимальной организации двигательного режима, безопасного поведения и здорового образа жизни.

3.      Систематизировать работу по развитию внимания и памяти у воспитанников с нарушением слуха и с ЗПР с использованием ИКТ в целях создания единого развивающего комплекса.

4.      Совершенствовать работу по формированию трудовых навыков у воспитанников с нарушением слуха и с ЗПР через различные виды деятельности; углублять, расширять и обобщать получаемые детьми представления о труде взрослых. 

 

 

                                        7. Анализ выполнения II этапа Программы развития в 2016-2017 учебном году

 

Коллектив детского сада планомерно и целенаправленно работал над реализацией основных задач конструктивно-преобразующего этапа Программы развития «Деятельностный подход к речевому развитию детей дошкольного возраста с нарушением слуха и задержкой психического развития как условие их социализации», начатого в сентябре 2016 года.

Решение задач педагогическим коллективом

В 2016-2017 учебном году коллектив успешно работал с социальными учреждениями и институтами адаптации детей дошкольного возраста. Педагоги принимали активное участие в работе семинаров «Городского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Омска, осуществляли дефектологическое и психологическое сопровождение детей-инвалидов в Центре детской  неврологии и реабилитации «Ангел», благотворительном фонде помощи детям-инвалидам «Радуга» города Омска ( учитель-дефектолог Томова А.С., педагог-психолог Березина Л.В.). Тесное сотрудничество установлено с Омским областным сурдологическим центром, специализированным медицинским центром ЛОР клиника «Многопрофильный центр слуха и речи», которые оказывают профессиональную медицинскую помощь воспитанникам детского сада и консультируют педагогов в вопросах реабилитации детей после кохлеарной имплантации.

В детском саду работал психолого-медико-педагогический консилиум, на заседании которого решались вопросы психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта, выпускников подготовительной к школе группы.

Традиционным стало сотрудничество с педагогическими коллективами адаптивных школ-интернатов № 7, № 15. Родители с детьми и педагоги ДОУ посещали совместные мероприятия (открытые занятия, олимпиады), Дни открытых дверей.

В марте 2016 года начал работу родительский клуб «Содружество» под руководством педагога-психолога, где родители дошкольников делились своим опытом реабилитации детей. Работа родительского клуба будет продолжена в 2017-2018 учебном году.

В целях совершенствования профессионального мастерства педагоги ДОУ организовывали воспитательно-образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Во всех возрастных группах разработаны рабочие программы, программы кружковой деятельности. Результатом работы педагогов явился высокий уровень участия детей в конкурсах различного уровня (73%), наличие победителей и призеров (40%). Следует отметить и увеличение процента победителей и призеров конкурсов среди педагогов ДОУ.

Одним из направлений инновационной деятельности ДОУ явилась проектно-исследовательская деятельность воспитанников. Опыт работы воспитателей средней группы по теме «Опыты с водой» был представлен на заседании областного методического объединения  педагогических работников I-II вида.

В течении прошедшего года педагогический коллектив представлял свой опыт работы слушателям курсов повышения квалификации  БДО ДПО «ИРООО», студентам факультета специальной педагогики и психологии ОгПУ.

 

 

Перспективы работы на новый учебный год

Продолжать совершенствование системы диагностирования и оказания коррекционной помощи каждому ребёнку детского сада.

Расширять образовательное пространство за счёт целенаправленного создания слухоречевой среды и комплекса мероприятий по нравственно-эстетическому, трудовому, художественно-изобразительному, трудовому  воспитанию дошкольников с нарушениями в развитии.

Совершенствовать систему взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, разнообразными медицинскими и образовательными учреждениями.

Активно привлекать к воспитательно-образовательному процессу родителей детей, целенаправленно обучать родителей наиболее оптимальным способам взаимодействия с детьми (с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка), некоторым педагогическим приёмам и технологиям. Продолжать работу родительского клуба «Содружество».

   Совершенствовать профессиональное мастерство педагогического коллектива детского сада.

 

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети