Детский сад №304
компенсирующего вида

Ваша заявка
Последние изменения
12.06.2018    Добавлена новость:
08.06.2018    Изменена новость:
08.06.2018    Изменена новость:
08.06.2018    Изменена новость:
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 17.11.2017
КИ: за и против

Учитель-дефектолог:

Томова Анна Сергеевна

 

Развитие дыхания у детей раннего возраста.

Сообщение из опыта работы.

 

Содержание:

  1. Различные методики по развитию дыхания, существующие в  зарубежной и российской  медицинской и педагогической практике. Из истории развития.
  2. Развитие дыхания у детей с нарушениями слуха в раннем возрасте.

 

«Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание основа здоровья и долголетия».

 Великий К. С. Станиславский сказал:

 «Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто «принимают» его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Но что же такое крик? – это громкое, со звуком соединенное дыхание. Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого».

  1. Различные методики по развитию дыхания, существующие в  зарубежной и российской  медицинской и педагогической практике. Из истории развития

Еще в восточных практиках  дыхание,  народы  Востока придавали дыхательным упражнениям мистический, философский смысл. Лучшие оздоровительные методики Востока всегда имели своей главной целью объединение духовных сил с мышлением, мышления с чувствами, чувств с дыханием, дыхания со здоровьем и движением. Восточная медицина до сегодняшних дней использует различные способы регуляции дыхания для управления энергетикой организма.

Восточная медицина до сегодняшних дней использует различные способы регуляции дыхания для управления энергетикой организма.

Огромный вклад в исследование дыхания  в России внес И. М. Сеченов, исследовавший газообмен в течение длительного времени. В последующие годы В. И. Пашутин создал учение о кислородном голодании, а П. М. Альбицкий установил значение фактора времени в развитии гипоксии.

В первой половине XX в. дыхательные упражнения чаще использовались при заболеваниях органов дыхания, а также в профессиональной подготовке певцов, дикторов, учителей и спортсменов. Наиболее известными в то время были системы трехфазного дыхания, разработанные Лео Кофлером, Ольгой Лобановой и Евгенией Лукьяновой.

 Во второй половине XX в. роль дыхательной гимнастики в оздоровлении человека приобрела особую значимость. В это время было разработано множество методик, нашедших широкое применение как в традиционной, так и в нетрадиционной медицине. Наиболее известными и широко используемыми стали дыхательные методики А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, В. Ф. Фролова, С. Грофа, Н. А. Агаджаняна и Ю. Буланова.             

 Общеизвестные и популярно используемые в логопедии и дефектологии  следующие упражнения для тренировки дыхательной системы детям от 5 до 7 лет, которые при подключение соответствующей наглядности можно использовать, как с детьми, имеющие нарушения слуха, так  и с детьми, имеющими задержку психофизического развития, различные гиперкинетические, астенические расстройства, легкие формы логоневроза:

1 «Цветок и одуванчик»

В положении стоя ребенок делает через нос вдох, представляя, что нюхает ароматный цветок, затем выдыхает ртом воздух на одуванчик.

2.«Веселый хомяк»

Для этого упражнения ребенок представляет себя в роли хомяка, наполнив щеки воздухом. Затем легким хлопком по щечкам выпускает воздух и несколько раз принюхивается носом, в поиске новой еды.

3.«Дракон»

Ребенок дышит через каждую ноздрю поочередно, представляя себя огнедышащим драконом, зажимая при этом каждую пальцем.           

 

  1. Развитие дыхания у детей с нарушениями слуха в раннем возрасте.

Первостепенной и важной задачей обучения ребенка с нарушениями слуха является формирование его речи. Но важно помнить, что речь - это не только следствие работы речедвигательного аппарата, а согласованная работа всех органов и систем организма ребенка:

- Его физического и умственного , психического развития;

- развитие органов дыхания;

  Формирование устной речи  глухих и слабослышащих детей играет особую роль в раннем возрасте , что связано с особой сензитивностью этого периода к формированию механизмов восприятия устной речи и складывания произносительных навыков.

Работа по обучению произношению является одним из центральных разделов программы обучения, так как в процессе систематической работы устная речь приобретает качество, которое позволяет ей быть средством общения и оказывать влияние на различные сферы развития дошкольника.

  Уже в начиная с раннего возраста для  как одно из средств обучения произношения используется фонетическая ритмика. Но очень долгое время такая форма работа является трудной для детей раннего возраста, учитывая их уровень моторного развития, им трудно сочетать движения с речью.

Кроме того,  у глухих и слабослышащих малышей очень слабое. неразвитое дыхание.

Выделяют физиологическое и речевое дыхание.

   Физиологическое, или неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности и подразделяющихся на типы:

- реберное (или грудное)

- брюшное

- смешанное( грудно-брюшное или диафрагмальное).

Смешанный тип дыхания наиболее адекватен для фонации.

  С одной стороны, дыхание- акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме.

  Но, с другой стороны, дыхание - процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием и требует специальной тренировки.

  В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Время выдоха должно удлиниться настолько, насколько необходимо звучание голоса при длительном произнесении одного звука, ряда звукосочетаний, слогов. а в дальнейшем- произнесение интонационного и логически завершенного отрезка высказывания.

  Таким образом для речевого дыхания, в отличии от обычного дыхания характерен короткий вдох и длинный ( в 5-8 раз длиннее вдоха) плавный выдох воздуха, во время которого человек произносит фразу, ряд звуков, звукосочетаний; длительно произнесения одного двух звуков :

- ааааа

-ууууу

-Ау

Ауи.. и т д..

 Начиная работу в 1 младшей группе , мы столкнулись со следующей проблемой: у глухих и слабослышащих дошкольников речевое дыхание плохо развито, у них не хватает выдоха, чтобы длительно произнести долгий звук. А у большинство приходящих  к нам малышей- не имеют элементарного выдоха, не умеют контролировать его. Как следствие- очень трудно вызывать в речи не только сочетания двух, 3 гласный, сочетания слогов- а элементарных гласных звуков : А, О, У..

 Даже детям, готовящимся в КИ, рекомендуют проводить работу по развитию речевого дыхания еще до начала операции!

Нами была проведена целенаправленная работа по развитию речевого дыхания и развитию следующих характеристик дыхания малышей :

 - длительность выдоха;

- сила выдоха;

- целеноправленность выдоха;

Были проведены ряд игр и упражнений. Мною были использованы следующие пособия:

 Н И. Грицук «Дуй, ветерок», и «Забей гол».

А также рекомендации Э. И Леонгард, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымско

Следует отметить, что одним из главных условий развития речевого дыхания, и речи в целом - является обязательное слухопротезирование!

 Важно помнить, что для речи не столько сильный, а долгий, плавный, направленный и дозированный выдох. В дальнейшем, после того, как малыш научится элементарно силой выдоха сдувать , например,с ладошки легкое перышко, бумажный шарик- следует учить его плавному, дозированному, целеноправленному выдоху.

Следует показать, что надо дуть плавно и долго, приложив ручку ребенка к своим губам. Важно, отметить и такой прием работы, который помог вызвать голос у некоторых глухих малышей:

Одну руку малыша прикладывать к своей гортани. А на другую ручку- дуть, таким образом усиливая выдох во время произнесения гласного звука, давая ребенку понять, что голос вызывается вместе с дыханием, а не только с тактильно-вибрационными ощущениями.

          Приведем примеры некоторых упражнений:

  1. Развитие силы выдоха:

- Сдуваем легкие перышки, бумажные шарики с ладошки, со стола.

   - Целенаправленно сдуваем бумажные шарики в корзинку, которую держит на другом конце стола воспитатель.

 -  Сдуваем шарики , сделанные из ниток от самых маленьких (легких), до более тяжелых крупных; сдувание теннисных шариков

 - Сдуваем шарик с игрушечной лопатки.

  1. Развитие целонаправленной воздушной струи в следующих играх:

- «Дуй, ветерок»

- «Забей гол»

- «Сколько улетело?» ( привязанные на ниточке грибочки к корзинкам, бабочки к цветочкам, божьи коровки к листикам в количестве от 3 до 4);

- Поддувание бумажных корабликов, цветочков в тазике  с водой;

- Дыхание через трубочку в игре «Цветной салют».

После проведенной нами  целеноправленной работы по развитию дыхания в 1 младшей группе мы отметили положительные результаты.

Все дети группы научились сдувать предметы и дуть целенаправленно. У Лауры, Амелии, Дани с помощью таких упражнений удалось вызвать голос .  Дети могут произнести гласные звуки «А», «О», «У» слогосочетания «па-па-па», «ма-ма-ма», лепетные слова. У Кати появилась фраза, состоящая из 2-х простых слов.

 Более эффективно стала проводиться фонетическая ритмика. Дети стали более эмоциональными, раскрепощенными. Стало заметно начало согласованной работы движения и речи.

1 (1)1 1 (3)

1 (2)1 (4) 1 (5)

1 (6) 1 (7)1 (8)

1 (9) 1 (10) 1 (11)

1 (12) 1 (13) 1 (14)

1 (15)  1 (16)  1 (17)

1 (18)  

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети