Детский сад №304
компенсирующего вида

Ваша заявка
Последние изменения
17.10.2018    Добавлена новость:
17.10.2018    Добавлена страница:
17.10.2018    Добавлена страница:
17.10.2018    Добавлена страница:
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 19.06.2017
КИ: за и против

Воспитатель Скоробогатова Т.И.

 

Развитие психических процессов

 у детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

  Сообщение из опыта работы

 

Годы дошкольного детства – это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. В течение этого возраста ребёнок совершает колоссальный скачок в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка происходит во время игры. Для ребёнка с нарушенным слухом игра имеет, пожалуй, ещё большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.

Не слышащему ребёнку, для усвоения способов выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия, требуются многократные повторения. Обеспечить нужное количество повторений на разном материале позволяет нам дидактическая игра.

Начиная работу с не слышащими детьми 3-4 лет, внимание было обращено на то, что им трудно управлять своим поведением, вниманием, они стремились быть самостоятельными, но в то же время не могли справиться с поставленной задачей без помощи взрослого.              Особенностью восприятия этого возраста является то, что рассматривая предмет или его изображение, дети фиксируют внимание на одном выделяющемся им свойстве: размере, цвете или форме, и по ним отличают предмет от других.

Внимание дошкольников является сквозным психическим процессом, так как никогда не выступает отдельно, а только вместе с какой-либо деятельностью. Внимание не имеет особого содержания, оно находится внутри всех процессов. У детей нашей группы преобладает непроизвольное внимание. Их привлекает всё новое, необычное, яркое, неожиданное.

Процессы памяти также остаются непроизвольными. Дети непринуждённо могут запомнить, а потом воспроизвести то, что без усилий сохранилось в их памяти, что было для них привлекательным, вызвало эмоциональный отклик, например, действия героев мультфильма, сказки, праздники в семье или в детском саду. Но при этом с трудом, не без помощи взрослого припоминают информацию, требующую определённых волевых усилий, например, учебный материал; у детей не выработаны специальные навыки припоминания, отсутствуют волевые качества.

При планировании дидактических игр, направленных на развитие психических процессов учитываются все психологические особенности не слышащих младших дошкольников. Основными развивающими задачами этого периода  для нас являются:

 *способствовать познанию детьми новых предметов и явлений;

*учить манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей;

*развивать умение узнавать предметы по их свойствам, сравнивать, находить сходство, различия, находить особенности;

*способствовать развитию произвольного внимания, которое требует от ребёнка значительного напряжения;

*способствовать развитию произвольных процессов памяти с установкой на предметную деятельность, наглядно-действенное мышление.

*способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.

Особенностью в подборе дидактических игр для детей с нарушенным слухом является то, что в их цели входит не одна задача на развитие какого-либо психического процесса, а несколько, например, на развитие внимания и памяти, восприятия и мышления и других. В процессе их использования дети учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после отсрочки, находить местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении.

В начальный период обучения вводились задания, которые требовали от ребёнка внимательного рассматривания предмета и запоминания, это игры: «Найди свою игрушку», «Найди пару», «Найди своё место», «Узнай и покажи», «Запомни и найди», «Разложи, как у меня». Полина и Артём (отличавшиеся от других детей своей усидчивостью) выполняли игровые задания быстрее других. А вот Данил часто отвлекался, и если у него не получалось выполнить задание, обижался, отказывался от игры, мог выйти из-за стола. Но благодаря разнообразию игровых приёмов, постепенно научился сосредотачиваться, откликаться на просьбы, включаться и доводить игры до конца. К концу данного периода обучения внимание детей стало более сосредоточенным, память устойчивой.

Формирование полноценного образа (формы, цвета, величины, наличия и соотношения частей и другое) проходят через такие дидактические игры, как: «Поставь правильно», «Найди свою половинку», «Нади похожую», «Чего не хватает», «Собери целое», «Дорисуй», «Собери бусы» (ребёнок выполняет последовательность образца из геометрических форм), и другие.

Формируя у детей восприятие предметов, развиваем представления, которые могут быть вызваны в памяти ребёнка, в отсутствии самих предметов. Учим детей оперировать этими образами в представлении, действовать на основе этих образов, опираться на них в своей деятельности, а это в свою очередь является одной из важнейших задач наглядно-образного мышления. Для этого с малышами проводим игры: «Запомни и найди», «Что пропало?», «Кто ушёл?», «Разложи по порядку»

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. На ощупь дети познают объёмную форму предметов, ощупывающее движение ложится в основу изображения предметов в лепке. Обводя предмет по контуру, они выделяют его плоскостной образ из объёма, познают ту форму, которая становится основой в рисовании, аппликации.

Таким образом, для формирования тактильно-двигательного восприятия у детей, организуются игры на различение и узнавание, восприятие и представление предметов с помощью не только зрительных анализаторов, но и ощупывающих и обводящих движений. Это игры: «Найди свою игрушку в мешочке», «Что лежит в мешочке?»,

«Ощупай, угадай, найди», «Найди картинку», «Ощупай и слепи», «Обведи и нарисуй».

В ходе дидактических игр учитывается последовательность этапов работы. В начале происходит знакомство детей с реальными предметами, их функциональном назначением, затем с копиями (игрушки, картинки), в конце формируется представление об этих предметах и их свойствах. Одновременно решаются и речевые задачи: формирование и активизация словарного запаса, формирование разных форм словесной речи (письменной и устной). При этом используются различные методы и приёмы: игровые (сюрпризные моменты), наглядные (использование игрушек, картинок, натуральных предметов, показ игровых действий и действий с предметами), словесные (объяснение правил). К концу периода обучения у Артёма, Полины, Димы улучшились речевые навыки. Они стремятся общаться не только со взрослым, но и друг с другом с помощью слов и коротких фраз. У Веры расширился словарь письменной речи, она научилась считывать таблички и соотносить их с предметами. У Ани и Данила улучшилось глобальное восприятие табличек, и они стали проявлять интерес к развивающим играм.

Таким образом, дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт рабочее настроение.

 

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети