Детский сад №304
компенсирующего вида

Ваша заявка
Последние изменения
17.10.2018    Добавлена новость:
17.10.2018    Добавлена страница:
17.10.2018    Добавлена страница:
17.10.2018    Добавлена страница:
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 01.06.2016
КИ: за и против

Воспитатель Скоробогатова Т.И.

 

« Коррекционно – развивающая работа по оздоровлению дошкольников с нарушением слуха»

Сообщение из опыта работы

 

Жизнь в современном технологическом обществе ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. А дошкольный возраст является одним из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития.

Потеря слуха и другие сопутствующие нарушения в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаем коррекционно-развивающую деятельность по физическому воспитанию и оздоровлению детей. Весь комплекс средств физического воспитания в группе, включающий: выполнение режима дня, специально организованные занятия, оздоровительно – закаливающие мероприятия, обеспечение необходимости двигательных нагрузок, рациональное питание, формирование основ здорового образа жизни, направлен на решение главной задачи – воспитание здорового ребёнка.

В основе построения коррекционно-развивающей работы по оздоровлению лежит уровень развития дошкольников с нарушением слуха, с учётом состояния их здоровья и потенциала, а также компоненты здоровье сберегающих, игровых и информационно – коммуникационных технологий.

Для физического развития и оздоровления детей группы в детском саду имеется: музыкально – спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопия, а также способствует развитию основных движений, двигательной активности и координации движений, повышает эффективность общеразвивающих упражнений и спортивных игр;

-спортивный уголок в группе, в котором находится спортивное оборудование, способствующее проведению индивидуальных занятий по закреплению разных видов движений (шнуры, бруски, кольца, кегли, мягкие мячи, дорожка для равновесия, тренажёр для плоскостопия, кольцебросы и др.);

-разработаны коррекционно-развивающие мероприятия (закаливание детей, физминутки, дыхательные упражнения, упражнения на коррекцию и профилактику осанки и плоскостопия, упражнения на развитие мелкой моторики).

Основной формой обучения детей основным движениям является непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. Она осуществляется в определённой системе и последовательности, проводится под музыкальное или звуковое сопровождение, что способствует развитию слуха и эмоциональной насыщенности, формированию двигательных навыков. В результате систематической работы у детей группы движения стали уверенными, скоординированными, они способны различать разные их виды, появился интерес к результатам движения, потребность выполнять их в соответствии с образцом.

 Ежедневная утренняя гимнастика также способствует укреплению здоровья детей, совершенствованию мышечного аппарата и дыхательной системы. Она благоприятно воздействует на весь организм, повышает его работоспособность и включает в себя знакомые детям общеразвивающие упражнения, простые построения, ходьбу, бег, поскоки.

Одним из важных звеньев в системе физического воспитания дошкольников с нарушением слуха, является закаливание Оно включает в себя целый комплекс мероприятий, осуществляемый в повседневной жизни. Это соблюдение воздушного режима, регулярное проветривание группы, воздушные ванны во время дневного сна в трусиках и взбадривающей гимнастике, ходьба босиком по ковру на утренней гимнастике и занятиях в летнее время.

Комплекс мероприятий взбадривающей гимнастики включает в себя:

-общеразвивающие упражнения, которые дети выполняют лёжа, сидя на кровати или стоя возле неё;

-элементы оздоровительного самомассажа;

-закаливающие процедуры (ходьба босиком по массажной и солевой дорожкам);

-дыхательные упражнения;

-умывание водой комнатной температуры.

С целью предупреждения утомляемости и снижения работоспособности, на занятиях проводятся динамические паузы, физминутки, пальчиковые игры. Упражнения просты по структуре, интересны, удобны для выполнения на ограниченной площади.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи неслышащих дошкольников. Дыхательные упражнения помогли развить у них продолжительный равномерный выдох, сформировали сильную воздушную струю, способствовали тренировке ситуативной фразовой речи. Упражнения проводятся после деятельности, связанной с большой тратой энергии, например, после утренней гимнастики, подвижных игр, танцевально - ритмических упражнений, подвижной свободной деятельности. Это позволяет привести организм детей в спокойное, уравновешенное состояние, а также даёт возможность перейти к другим видам деятельности.

Поскольку развитие артикуляционной моторики неслышащего ребёнка находится в теснейшей связи с развитием тонких движений пальцев рук, определённое место в системе коррекционных мероприятий отводится совершенствованию ручной умелости. Развитию кистей и пальцев рук наших детей помогла не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с мелкими предметами (пуговицами, мозаикой, фасолью, крупой, шнуровками и др. предметами). Сам процесс деятельности с пластилином, кисточкой, карандашами, бумагой и ножницами, складывание разнообразных фигурок – оригами оказало благотворное влияние на успешное освоение изобразительных, музыкально-исполнительных, письменных, конструктивных, трудовых умений, появились положительные результаты в психофизическом и речевом развитии.

Для профилактики и коррекции нарушений в осанке и плоскостопии на физкультурных занятиях и режимных моментах используются различные корригирующие упражнения, которые способствуют укреплению мышц плечевого пояса, спины, живота, стопы: ходьба на носках, с мешочком на голове, в полуприседе, по ребристым дорожкам, по мешочкам с фасолью или камешками, захватывание пальцами ног палочек, шнуров, шариков и др.упр

Одной из форм коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха является и ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Эмоциональность достигается музыкальным сопровождением, элементами танца, образными упражнениями. Занятия ритмической гимнастикой научили детей координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, ориентироваться в пространстве, улучшилась ручная умелость.

Зная, что важным и действенным средством в физкультурно-оздоровительной работе с детьми служит преемственность детский сад – семья, внимание уделяем и просветительской деятельности родителей. Для них оформляем стенды, папки-передвижки, консультации, проводим родительские собрания.

Подводя итоги проделанной работы можно отметить положительные результаты: возрос интерес детей к разным видам движений; изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности; значительно повысился эмоциональный тонус на занятиях, повысилось стремление к достижению более высоких спортивных результатов; улучшилось состояние опорно-двигательного аппарата; снизилась заболеваемость; развились нравственно-коммуникативные качества: инициативность, взаимопомощь, трудолюбие. Путём многократного повторения определённых движений, через мышечную память улучшилась и умственная память; возрос уровень физической подготовленности. Вся двигательная деятельность тесно связана с речью и способствует её развитию, а работа с соответствующим речевым материалом помогла развитию речевой активности, владению фразовой речью.

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети