Детский сад №304
компенсирующего вида

Ваша заявка
Последние изменения
09.12.2018    Изменена страница:
09.12.2018    Изменена страница:
09.12.2018    Изменена страница:
06.12.2018    Добавлена страница:
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 28.06.2017
КИ: за и против

Учитель-дефектолог: 

Томова Анна Сергеевна

 

                       Фонетическая ритмика как средство обучения произношению младших дошкольников  с нарушениями слуха.

Сообщение из опыта работы.

План:

  1. Из истории возникновения фонетической ритмики.
  2. Взаимосвязь речи и двигательного развития ребенка в онтогенезе.
  3. Фонетическая ритмика как средство обучения произношению детей с нарушениями слуха.
  4. Из опыта работы в 1 младшей группе по обучению произношению с помощью средств фонетической ритмики.

Из истории возникновения фонетической ритмики

Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами, риторическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма. На рубеже 19-20 веков в разных в разных странах Европы практически одновременно появились статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания. Особо известными в этой области стали теоретические и практические положения по данной проблеме педагогов, ученых, музыкантов: Н. А. Римского-Корсакова, Э-Жака-Далькроза, Д. М. Теплова и др. Было установлено, что во всех биологических системах время представляется ритмической активностью, регулирующей энергетический обмен, поддерживающий  жизнь (день-ночь, зима-лето).

Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 г, когда Жак –Далькроз, профессор в Женевской консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. Формирующим началом в комплексе упражнений считалась музыка.

       С 30-х годов в лечебных учреждениях стала появляться лечебная ритмика. В дальнейшем, поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимало слово, активно стало формироваться особое направление – логопедическая ритмика.

      Благодаря существенному вкладу Г. А, Волковой в 80-х годах XX в. логопедическая ритмика выделилась как наука. Волкова Т. А. расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, афазия, нарушение голоса.

Фонетическая ритмика из истории обучения лиц с нарушением слуха

    В 1950 г профессор Петар Губерина развил верботональный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами коммуникации. Лингвист, специально занимавшийся проблемой восприятия речи. Фонетическая ритмика  являлась отдельной технологией его верботонального метода.

    Сторонники верботонального метода исходят из того, что слуховой и речевой центры у глухого ребенка сохранны (детей с абсолютной глухотой практически нет), и нужно сделать так, чтобы они заработали. Петар Губерин проводил такую аналогию: если не разрабатывать сломанную руку, она так и повиснет плетью. Смысл его метода в том, чтобы разрабатывать слуховой центр, формируя речь.

Основной принцип верботонального метода заключается в том, что ребенок с нарушенным слухом должен пройти  те же стадии формирования речи, что и слышащий ребенок. Ребенок учится слышать всем телом. Для этого используется верботональная доска, сидя на которой можно воспринимать звуки всем телом, через органы чувств, через вестибулярный аппарат. Особое место в верботональном методе уделяется развитию моторики тела - фонетической ритмике, музыкальной, и др. занятиях.  Дети на данных занятиях работают в наушниках, с электроакустическими аппаратами «Верботон». Аппараты преобразуют звук, передавая его по другим частотам, т. е. ребенок получает возможность почувствовать ритм, темп и интонацию.

 Взаимосвязь речи и двигательного развития ребенка в онтогенезе.

 Работая с детьми, имеющими нарушения слуха, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики. Одна из которых – равномерное созревание и развитие психических функций. При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции.

Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения – значительно более «древние» свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Следовательно, очень важно, развивающую и коррекционную работу выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе 3 компонента: эмоциональный, двигательный  речевой- и использующая механизмы их функционального единства.

Развитие речи и двигательной активности взаимосвязаны. В книге М. М, Кольцовой «Ребенок учится говорить» описан эксперимент, который проводился со здоровыми детьми в возрасте 1г. 2 мес. Малышей разделили на 2 группы. В одной дети свободно передвигались 20 минут каждый день, в другой были все время в манеже. В обеих группах с крохами ежедневно вели занятия по развитию речи: добиваясь звукоподражания, логопеды показывали слушателям, как «говорит» корова, собачка. Интересно, что дети, которые активно двигались, попытки подражать звукам появились на 7-й день, а к 20-му дню малыши уже точно воспроизводили все звуки. Во второй группе попытки к звукоподражанию возникли на 14 день, но не стали четкими.

 Дело в том, что микро-движения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствует определенным макро-движениям нашего тела. Значит, движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются еще очень двигательными и веселыми. Мобилизуются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движение за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы, в конечном итоге произношение улучшается. В дальнейшем, когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно.

Таким образом, речь рождается из движения. Для слышащего ребенка лепет, гуление, являются видом двигательных упражнений, в которых выражается коммуникативная функция. Маленький ребенок произносит слоги и шумы, двигая (ритмически) стопами, руками, ногами. Первые речевые упражнения являются двигательными, сопровождающиеся удовольствием ребенка, основного условия для овладения речью.

 Фонетическая ритмика как средство как средство обучения произношению дошкольников с нарушениями слуха

В систематической целеноправленной работе по обучению произношению основными формами работы являются, как известно, фронтальные и индивидуальные занятия, речевые зарядки. Основной задачей фронтальных занятий является закрепление произносительных навыков, сформировавшихся на индивидуальных занятиях. Материал фронтальных занятий должен быть доступен всем детям, как в отношении лексического состава, так и по возможностям его произношения. На фронтальных занятиях может вестись работа над такими характеристиками произношения, как темп, слитность, словесное ударение, которые поддаются коррекции на слухо-зрительной основе в процессе подражания речи педагога. С целью работы над темпо-ритмической стороной речи широко используется в ДОУ для детей с нарушениями слуха фонетическая ритмика. Для детей ясельной и младшей групп особое значение в процессе фонетической ритмики имеет обучение подражанию движениям, сочетанию движений с речью, что долгое время представляет трудность для детей, учитывая уровень их моторного развития. На фронтальных занятиях проводится работа по автоматизации или дифференциации имеющихся звуков, материалом для которых являются слова и фразы, подобранные с учетом их необходимости ля общения. Одной из форм организации работы по обучению произношения являются речевые зарядки, основными задачами которых являются вызывание звуков с помощью фонетической ритмики, закрепление и автоматизация усвоенных навыков звукопроизношения  на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений;  работа над ритмико-интонационной стороной речи; отработка в речи детей навыка воспроизведения слов и предложений, наиболее необходимых и часто употребляемых в речи; слов со сложной структурой, которые нуждаются в систематической отработке.

Власова Т. М. и А. Н. Пфафенродт в своих методических разработках по фонетической ритмике (Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. – М., 1997 г.) разработали специальные серии занятий по фонетической ритмике по годам обучения. Разработки рассчитаны на проведение урока по фонетической ритмике в школе в течение 40 минут. В детском саду они такие занятия рекомендуют проводить по 30 минут. Систематические занятия по произношению, в том числе и по фонетической ритмике, авторы предлагают начинать со 2 года пребывания ребенка в детском саду и продолжать 4 года – в младшей, средней, старшей, подготовительной группах. Элементы речевого материала 2 года обучения могут быть использованы, по рекомендациям авторов и в преддошкольной группе.

Особый акцент авторы делают на диафрагмальном дыхании, так как для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет  определенную трудность для многих детей дошкольного  и школьного возраста с нарушениями слуха, которые еще не умеют управлять работой дыхательных мышц.

Диафрагмальный тип дыхания принято считать самым глубоким, легкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы. Начинать тренировку по развитию диафрагмального дыхания авторы рекомендуют еще с детского сада. С выработки статистического дыхания, т. е. дыхательных упражнений в положении лежа, сидя, стоя. Вначале двигательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения. Они в дальнейшем сводятся к естественному дыханию при говорении – вдох носом, выдох ртом. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные двигательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки. Например, вдох носом, после чего произнести спокойно :о___х___ или а___х____, выпуская воздух через рот.

Затем постепенно фонационные упражнения усложняются. На одном выдохе требуется произнести звуки с остановкой и без: с_с_с_. с____________. Или на одном выдохе произнести сочетание согласных: кс__, ф__с__ш__. По мере закрепления  навыков фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование.. С произнесением на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса. И в тоже время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения.

 Педагогам, ведущим занятия по фонетической ритмике, необходимо еще помнить о том, что для правильного функционирования артикуляционного аппарата большое значение имеет напряженность и расслабленность мышщ. У детей с недостатками слуха слуха и речи мышцы тела очень напряжены.

      Каждое занятие включает в себя несколько вариантов для снятия напряжения: дети стоят, сидят, ходят, бегают, прыгают. В упражнения по закреплению навыка речевого дыхания постепенно включается речевой материал, который должен произноситься на длительном выдохе: ряд слогов, слов, словосочетаний со сменой ритма и темпа.

   Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения и должны быть обязательным компонентом каждого занятия. Характер этих движений также должен быть различен- от плавных и медленных, до отрывных, резких.

  Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.  Для решения данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально – их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоусиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты.

Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляется ученикам слухозрительно. Наряду с этим используется и только слуховое восприятие. Все упражнения проводятся по подражанию. Во время занятия дети стоят в кругу вместе с учителем. Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальные занятия. Авторы ( Власова Т. М., Пфафенродт А. Н.) предлагают специальные разработки занятий по фонетической ритмике, а также методические рекомендации к ним.

   Также имеются разработки занятий по фонетической ритмике в «Методических рекомендациях для педагогов специальных детских садов, изданных центром реабилитации детей с нарушениями слуха. (Екатеринбург, 1993 г.)

Из опыта работы в 1 младшей группе по обучению произношению с помощью средств фонетической ритмики

Далее остановимся на таком вопросе, как обучение детей преддошкольного возраста произношению с помощью фонетической ритмики. Первая младшая группа включает в себя 8 детей. Основная масса детей пришли в дошкольное учреждение впервые и обучались по программе 1 года обучения (Данил, Дима, Полина, Вера, Макар). Валера и Аня пришли в дошкольное учреждение   весной 2015 года, и с сентября 2016 года начали  также обучение по программе 1 года обучения  Валера   старший из детей.  Ребенок пришел в дошкольное учреждение поздно, не имея элементарных навыков общения в коллективе.

Возраст детей группы на данный момент:

Данил- 3 г.9 мес

Артем- 3г 9 мес

Анна- 2г.7 мес

Валера- 5лет

Вера- 3 года

Макар- 2г.4 мес

Полина- 3 год

Фактически группа является разновозрастной.  И сразу хочется сказать, что как на фронтальных, так и индивидуальных занятиях с детьми, мы учитывали как возраст  каждого ребенка, так и индивидуальные физические. Речевые и слуховые возможности.

   Первоначально в работе с детьми преддошкольного возраста или начинающими обучение младшими дошкольниками большое значение придается не только подражанию речи, но и движениям. Известно, что артикуляционная моторика обусловлена состоянием общей моторики ребенка. И здесь я хочу отметить, с каким уровнем развития по состоянию общей моторики пришли в группу дети на начало обучения. Почти у всех детей группы нами было отмечено слабое развитие общей моторики. На момент диагностического обследования в таких  заданиях, как «Повтори движение за мной», «Хлопай», «топай», «Хлопай: ты мне, я – тебе», «Покажи и спрячь флажок» было выявлено, что не все дети психологически, эмоционально, моторно, готовы к выполнению подражательных, сопряженных, отраженных выполнений движений за педагогом. Так, Данил Т., неохотно подражал движениям, часто отказывался от выполнения упражнений. Вера К. эмоционально очень закрытый ребенок, избегала любого  прямого контакта, не подражала движениям ни в упражнениях по фонетической ритмике, ни в других игровых моментах. Макар пришел к нам импульсивный, с хаотическими движениями, неусидчивый, не умел действовать с игрушками. Движениям подражал, но внимание ребенка удержать больше чем на несколько секунд было невозможно. Валера – самый сложный ребенок в группе. Действия и поведения отмечались беспокойностью, хаотичностью, временами – агрессивностью. Отмечались гримасничанья. Долгое время часто отказывался принимать участие как во  фронтальных , так и индивидуальных занятиях, отказывался подражать как общей, так и артикуляционной моторике.

 У большинства детей группы отсутствовало звукоподражание,  некоторые дети не могли произносить даже гласные звуки сопряженно с педагогом (Данил, Макар,  Вера). В группе есть дети, в речи которых имелся как неотнесенный, так и отнесенных лепет (Аня, Полина, Артем) некоторые элементарные слова отраженно за педагогом (Валера, Дима).

После проведения диагностики мы в первую очередь начали работу по развитию общей моторики детей; развитию умения выполнять действия по подражанию;  по принятию и понимаю цели задания в игровых ситуациях («Сделай заборчик», «Спрячь мышку от кошки»: развитию положительных эмоций у детей.

   Учили  младших дошкольников подражать крупных и мелким движениям:  по подражанию педагогу поднимать и опускать руки, хлопать ладонями, топать одной или двумя ногами. Подражать движениям губ языка. Например, проводились такие упражнения с детьми:

«Покажи и спрячь флажок»

« Покажи  и маши ленточками. Спрячь ленточки»

«Покажи, как кошка моет лапки, умывается»

«Покажи кошке язычок. Спрячь язычок от кошки» и др.

Упражнения включались в игровые действия с куклами и игрушками, что делало их выполнение детьми более мотивированно. В дальнейшем подражание различным движениям начали сочетать с произнесением звуков, а в дальнейшем слогов и слов.

  Необходимо отметить очень важную работу, необходимую для более успешного вызывания и автоматизации звуков на фонетической ритмике – это работа по развитию дыхания и голоса.

Когда дети пришли в дошкольное учреждение, у них было отмечено очень слабое дыхание, слабый выдох. Для развития дыхания нами проводились следующие упражнения:

 « Сдуй бабочек с цветочков»

 «Сдуй яблочки с ёжиков»

 «Сдуй тучку с солнышка»

 «Сдуй снежинки, перышко, снег с грузовика»  и т.д..

Для развития голоса, помимо упражнений из фонетической ритмики, проводились такие упражнения, как «Раскрой шарик», «Размотай и смотай клубок при произнесении гласных», «Пение по бусам».

Фонетическую ритмику мы проводили в форме фонетической зарядки во время фронтальных занятий, а также отдельные её элементы – на индивидуальных занятиях. Речевой материал на протяжении учебного года усложнялся постепенно. Детям предлагались различные виды движений, сочетающиеся с произношением сначала гласных звуков: А – О – У – Э, а затем согласных в обратных и затем прямых слогах. Это такие согласный звуки, как П, М, Т, Ф, Л, и другие – в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка, которые учитывались, как на фронтальных, так и индивидуальных занятиях. На данный момент хотим отметить следующие результаты:

   Если в начале учебного года дети неохотно, и с трудом подражали движениям общей и артикуляционной моторики, в речи у определенной группы детей отсутствовало подражание звукам, лепету, то сейчас, можно сказать, что у каждого ребенка отмечен большой сдвиг в развитии:

  1. Все дети группы произносят  следующие гласные звуки с движениями фонетической ритмики: А, О, У, Э (Дима, Валера, Артем – звук «И»). Дети соотносят звук с буквой. Произносят слоги  в обратных и некоторых прямых слогах с помощью фонетической ритмики: АФ, ОФ, ФА, ФО, ПА, ПО, АП, и др. (Для  обучения детей соотнесения звука с буквой  мы  очень успешно использовали метод рисования по манке, а также пластилиновых букв)
  2. Дети с помощью фонетической ритмики, а также без неё произносят лепетные слова: «аф», «мяу», «му», прр.  Многие дети группы (Дима, Валера. Артем, Аня, Данил произносят  сопряженно, а некоторые дети и отраженно простые слова с элементами фонетической ритмики: «мама», «папа», «дом», «лопата» и др.

Валера стал более спокоен, организован, стал проявлять интерес как к фронтальным, так и индивидуальным занятия. Владеет глобальным чтением. Стал сопряженно, а также отраженно произносить полные слова с помощью фонетической ритмики. Читает слова по табличкам с элементами аналитического чтения, используя фонетическую ритмику.

Хоть и с большим трудом, но раскрывается и эмоционально Вера, чаще – на индивидуальных занятиях. Стала подражать простым движениям, произносит тихо, почти беззвучно звуки «А», «О», по настроению, но стала подражать движениям фонетической ритмики.

Данил, который на момент начала обучения в детском саду не произносил ни одного звука, с трудом удерживал внимание на занятии, сейчас знает гласные звуки А, О, У, произносит их с помощью фонетической ритмики. С помощью фонетической ритмики произносит лепетные слова. Некоторые полные слова сопряженно с педагогом, такие, как «мама», «папа», «дом»,  «там». Соотносит звуки с буквами.

Макар, самый  маленький воспитанник ( 2 г. 4 мес), произносит гласные звуки с фонетической ритмикой «А». «О», «М» Пытается подражать артикуляции при произнесении других звуков. Понимает слухозрительно лепетные слова. Стал подражать движениям.

Дима – ребенок с хорошими остатками слуха. На начало обучения он уже подражал лепетным словам отраженно за педагогом. Но ребенок был неуверенный в себе. Отмечалась слабая артикуляционная и общая моторики. Сейчас ребенок уверенно произносит слоги, а также слова с элементами фонетической ритмики сопряженно, а иногда и отраженно за педагогом. Соотносит изучаемые звуки с буквами.

   Также по данному вопросу была проведена работа с родителями. Родителям наших воспитанников была проведена консультация на тему « Фонетическая ритмика как средство обучения произношению  младших дошкольников с нарушениями слуха», а также на родительском собрании с родителями был проведен тренинг, на котором родителям было предложено совместно с педагогом провести занятие по обучению фонетической ритмики. Родителям было предложено выйти в круг и выполнить вместе с учителем примерный набор упражнений по вызыванию и автоматизации звуков с помощью фонетической ритмики. Каждому родителю был предложен практический материал, состоящий из выборки  основных упражнений для занятий  с ребенком дома. Родителям данная форма работы очень понравилась. Они сообщили, что слышали о фонетической ритмике впервые, что эта форма работы и её цель им понятна, и они с удовольствием будут закреплять усвоенные умения ребенка в ДОУ по фонетической ритмике. 

Подводя итоги мы можем сказать о том, что фонетическая ритмика является эффективным средством развития речи младших дошкольников с нарушением слуха, способствует нормализации всех видов дыхания у ребенка, а также, в конечном итоге, приводит к овладению ребенком фонетически правильно оформленной речи без движений.

Таким образом, мы знаем, что речь рождается из движения. Первые речевые упражнения ребенка являются двигательными еще в раннем возрасте. Фонетическая, логопедическая ритмика имеет свои глубокие корни, основанные на законах развития как здорового, так и ребенка с проблемами развития. Логопедическую, фонетическую ритмику широко используют не только  с детьми, имеющими нарушения  слуха, а также с детьми, имеющие различные речевые расстройства. Очень важной работой в этом направлении является также работа с родителями: организация  с ними различных консультаций, тренингов и семинаров по этой теме.

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети