Детский сад №304
компенсирующего вида

Ваша заявка
Последние изменения
20.11.2018    Изменена страница:
20.11.2018    Изменена страница:
05.11.2018    Изменена страница:
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 28.06.2017
КИ: за и против

Воспитатель:

Круглова лариса Петровна

 

Формирование познавательной активности, знаний об окружающем мире у дошкольников с нарушением слуха

 

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Известно, что познавательная активность  детей с нарушениями слуха развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.

А чтобы поддержать и развить познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Познавательный интерес - потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению содержания окружающего мира. Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.

Условно выделяют последовательные стадии развития познавательного интереса.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами. Эта стадия не обнаруживает подлинного стремления к познанию, но может служить его первоначальным толчком.

Любознательность – стремление проникнуть за пределы увиденного, которое сопровождается сильным выражением эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. Любознательность, становясь чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности.

Узкий познавательный интерес – узкая направленность на ту или иную область познания, характерная для школьного возраста.

Познавательный интерес играет в процессе обучения огромную роль:

Как средство обучения – т.е. средство привлечения к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее их волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае говорят о занимательности в обучении. Сущностью занимательности являются новизна, необычность, неожиданность. Все эти особенности занимательности – сильнейший побудитель познавательного интереса, обостряющий эмоционально-мыслительные процессы, заставляющий пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, вспоминать, сравнивать, находить выход из создавшейся ситуации.

Как мотив учебной деятельности – является наиболее существенным. Необходимо помнить, что до тех пор, пока побуждения к деятельности ребенка будут исходить от педагога, а его (ребенка) собственная деятельность не будет опираться на «внутреннюю» среду, - формирование его интереса будет испытывать колебания ситуативного порядка. А при отсутствии побуждений извне интерес может и вовсе угаснуть.

Иной характер принимает формирование познавательного интереса, когда ребенок выступает субъектом познания: он принимает поставленную задачу как эмоционально значимую. При этом важно, чтобы цель деятельности ребенка была актуальной, чтобы он мог применить полученные знания в жизни.

С целью вовлечения детей в работу и активизации их внимания применяю яркие наглядные пособия, красивые привлекательные объекты, с которыми дети должны работать. Это оказывает свое положительное влияние на обучение глухих детей. Дети охотно идут на занятия, внимательны, с восторгом рассматривают игрушки, отвечают на вопросы, касающиеся названий, качеств предметов и действий с ними. Детей особенно привлекают разноцветные мячи, пирамида, игрушечная посуда, красивая кукла, которая одета в нарядное платье, у которой есть пальто, шапочка, туфли. Раздевая и одевая куклу по инструкции педагога, дети легче усваивают новые слова. Рассматривание красивой, яркой картины вызывает у детей положительные эмоции. Они находят на картине знакомые предметы. Чтобы занятия протекали с большим успехом использую пособия, к которым у детей уже имеется положительное отношение. Это, например, фотографии близких детям людей - родителей и других родственников. На фотографиях дети легко узнают своих родных и соотносят их с именами и словами, обозначающими родственные отношения (папа, мама, бабушка и т.д.). В рамках проекта «Семья» организовала и провела (совместно с Т.О.) выставку «Мой семейный альбом». Для нас, воспитателей, важно, что при такой работе создается положительное отношение к занятиям и пробуждается активность - сопоставление имен родных с их изображением и соотношение родственных лиц с каждым из детей (моя мама, Димин папа ….).

  В последнее время в педагогике происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры. Повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе связан в первую очередь с внедрением в практику игровых методик направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между педагогом и ребенком с нарушениями слуха.

          Игра широко используется в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ребенка с нарушениями слуха в целом. Так, нами на группе переработан материал А.А. Катаевой и Е.А. Стребелевой «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии», З.М. Богуславской и Е.О. Смирновой «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Е.Ф. Войлоковой «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» и составлена картотека дидактических игр по формированию целостной картины мира и по сенсорному воспитанию. Все игры направлены на решение речевых задач: формирование словаря, развитие диалогической и связной речи. Руководя игрой, организуя жизнь детей   в игре, стараюсь воздействовать на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Использование игр на имитацию движений птиц, животных, транспорта, с/ролевых игр придает занятиям радостный тон, активизирует речь детей и направляет познавательную активность на изучение используемых объектов. Все занятия проводятся в игровой форме, что очень привлекает детей. Она создает с самого начала общее расположение к занятиям, к педагогу. Игровые моменты являются отправным этапом воспитания интереса – создание положительного эмоционального отношения к занятиям.

              Мотивируют к занятиям и организуемые мною творческие задания (изготовление игрушек, поделок), эстафеты-соревнования «Кто быстрее?», «Запомни и найди», «Лабиринты». Дети стремятся активнее работать, стараются как можно быстрее и больше сделать. Внешняя стимуляция и отмечаемые достижения создают радость успеха, повышают тонус у тех, кто начинает «выигрывать» в ходе соревнования. Однако, соревнование при недостаточном внимании педагога может расхолаживать тех, кто менее подготовлен, менее быстр, менее сметлив. Я стараюсь вовремя прийти на помощь, подбодрить и не дать очень отстать от своих друзей. Игра, заключающая элемент интриги, направленной на объект занятий, привлекает внимание детей к содержанию изучаемой темы. Например, дети вытаскивают из мешочка или коробки игрушки (картинки). Психологический смысл этого приема – мобилизация внимания, настороженности и ожидания «что там?». Проявление ориентировочного рефлекса «что это?» является самым начальным моментом интереса. Но, на этом работа по воспитанию интереса не должна останавливаться. После того как ребенок достал игрушку (картинку) возникает ряд вопросов «что это?», «как называется?» …. Такой же эффект производит вытянутая ребенком карточка с инструкцией, предусматривающей выполнение действия.

              Игра в лото привлекает детей в связи с тем, что лото состоит из ярких, красивых картинок. Однако, я направляю деятельность детей на основное содержание работы: на количество предметов, на их цвет, на необходимость назвать соответствующими словами эти предметы и т.д. Интерес вызывают игры, связанные с угадыванием. Так, например, на вопрос детей «что там?» предлагаею угадать, что в коробке. Правильное использование игровой формы занятий может обеспечивать переход от просто эмоционального отношения к эмоционально-познавательному.

Активизация познавательной деятельности дошкольников с нарушениями слуха предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Само познание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует, активизирует познание прежде всего педагог.

Стараюсь, во-первых, придать бодрый тон занятиям, вести занятие живо и эмоционально. Это располагает детей и создает хорошую предпосылку для воспитания интереса.

Во-вторых, он стараюсь сделать конкретными, понятными для детей цель и материал (необходимо сделать цель наглядной, видимой). Так, например, использую экскурсии, драматизацию, демонстрацию хорошо выполненного образца. Чем младше ребенок, тем в более наглядном виде должна быть представлена цель.

В-третьих, оборудую занятие внешне привлекательным и обязательно соответствующими наглядными средствами. Это создает положительный фон занятий. Объекты, которые близки ребенку, сближают его с педагогом и проводимыми занятиями.

В-четвертых, стараюсь подбодрить детей, когда у них возникают затруднения, укрепить веру в свои силы. Учитывая ограниченное общее и речевое развитие неслышащих детей и трудность осуществления обобщений постепенно, последовательно подвожу их к обобщениям и выводам.

В-пятых, вовлекаю в работу всех детей, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

 С прошлого учебного года мы вовлекаем детей в проектную деятельность. Так, у нас прошел краткосрочный проект, посвященный 8 Марта «Мамочка моя». Суть которого заключалась в том, что наши дети, исходя из своих интересов, вместе с воспитателями решили практическую, творческую и исследовательскую задачу. Дети изготовили поздравительную открытку для мамы с использованием нетрадиционной техники, посадили и вырастили цветы для мамы (черенки хризантем).

 Использование в процессе обучения познавательных задач является основным условием развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями слуха.

Второй проект был познавательно-исследовательский - «Лук растет». Дети посадили лук и затем вели наблюдение за изменением объекта с последующим изображением стадий роста. Заключительным этапом проекта стала дегустация пирожков с луковой начинкой, которые испекла мама Владика (с разрешения ст.м/с).

Привлекая детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт, продолжаем развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей. С этого учебного года начали долгосрочный проект «Семья», который планируем завершить выпуском детей в школу.

Таким образом, познавательная активность складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения.

Показателями активности, которые необходимо развивать у детей с нарушениями слуха могут быть: инициативность, интерес, любознательность (положительное отношение к деятельности), самостоятельность, воля (упорство в достижении цели, настойчивость, доведение дела до конца), творчество.

Терпеливое, доброжелательное, положительное эмоциональное отношение педагога к детям способствует устойчивому интересу к игровой, трудовой, учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность ребенка, развивает познавательную сферу - наглядное и элементы логического мышления, произвольное внимание и восприятие, память, творческое воображение.

 

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети