Детский сад №304
компенсирующего вида

Работа сайта ограничена. Недостаточно средств на аккаунте. Если вы администратор этой компании, то вам необходимо пополнить баланс вашего аккаунта, либо звоните по тел. +7 (3812) 38-76-64 в наш офис.
Ваша заявка
Последние изменения
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 29.06.2017
КИ: за и против

Воспитатель:

Прудникова Тамара Оскаровна

 Развитие творческих способностей ребёнка через кружковую деятельность

 «Именно творческая деятельность человека делает его существом,обращённым

к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее».

Л.С. Выготский

 

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать.

С помощью нетрадиционных способов рисования возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Для того чтобы детское творчество успешно развивалось у детей с нарушением слуха, мы стали вводить новые формы организации и взаимодействия с воспитанниками, которые позволили бы детям реализовать свои творческие задумки.

Организовали кружок «Необычные художники», где занятия строились так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

В связи с выходом нового закона Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС дошкольного образования, изменилась работа по воспитанию  и образованию детей в дошкольных учреждениях. Реализуя вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования,  ДОУ включают и кружки по интересам, направленные на развитие тех видов детской деятельности, которые не предусмотрены или недостаточно раскрыты примерной основной общеобразовательной программой.

И вот уже на протяжении 9 лет мы ведём кружковую работу с детьми дошкольного возраста по развитию творческих способностей детей, где воспитанники целенаправленно обучаются различным способам получения художественного изображения с последующим закреплением полученных умений в самостоятельной деятельности, что, несомненно, способствует развитию детского изобразительного творчества.

Эта форма организации изобразительной деятельности соответствует современным требованиям к обновлению содержания дошкольного образования, гуманизации педагогической работы в детском учреждении, реализует принципы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в процессе обучения, способствует активизации возможностей детей. Ведь для маленького ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой, он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая средства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создавать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

Ведь, чем больше ребенок знает вариантов получения изображения, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка творчество и воображение.

Нами разработана программа кружка «Необычные художники», которая была утверждена Т.Ю. Четвериковой в 2011 году.

На первом педсовете в начале учебного года  утверждается перспективный план работы кружка. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 2 раза в месяц по 20-25 минут во 2 половине дня. Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года. Очень часто они исходят из событий социальной жизни.

Создана соответствующая развивающая среда. В группе выбрано достаточно освещенное место для занятий изодеятельностью. Создана небольшая выставочная зона для готовых работ – детских рисунков разного формата. С помощью родителей приобретён необходимый для изодеятельности материал (мольберт, различная бумага, краски, карандаши, фломастеры, пластилин).

Чтобы каждое занятие увлекало, удивляло новизной и неожиданным решением, строим их с использованием элементов игровых технологий.

Занимаясь с детьми, мы не стремимся к ожиданию быстрого успеха и не стараемся предъявлять высокие требования, зная, что это может вызвать лишь негативную реакцию ребёнка и нежелание заниматься тем, к чему его принуждают. Дети, прежде всего, творят соответственно собственным потребностям, а не напоказ. Надо уметь читать детские рисунки, оценивать их только положительно. Замечания допускаются только в процессе деятельности и в корректной форме, так как примитивная и уродливая работа с точки зрения взрослого может быть наиболее значима для ребенка.

Чтобы дети с нарушением слуха получали удовольствие от творческого процесса, мы используем такие нетрадиционные техники, как пальцевую живопись (рисование ладошкой, пальцем), рисование клеевой полусухой кистью, рисование точками (ватной палочкой), рисование по сырой бумаге, монотопию, кляксографию, рисование с помощью свечи, (клея). Осенью на прогулке можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, птиц, животных и т.д. Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приёмов.

Все эти приёмы дают детям возможность привнести в свой рисунок индивидуальность, сделать его более выразительным. С младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картофеля. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет. Детям очень нравится рисовать восковыми мелками, свечой. Мы рисовали рисунок, а потом сверху на всё изображение кистью наносили акварельную краску. Краска не ложится на жирное изображение, рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь.

Одним из "волшебных" вариантов работы со свечой является техника граттаж. Это способ выполнения рисунка путем процарапывания заостренным инструментом (стекой, палочкой, стержнем и т. п.) бумаги или картона, покрытого парафином и залитого тушью или гуашью, смешанной с мыльным раствором. Когда дети немного насладятся бессистемным рисованием, мы стараемся привлечь их к изображению чего-нибудь конкретного, например, нарисовать "Салют", "Звездное небо" или "Подводный мир". Техника граттаж - одна из обширнейших изобразительных техник, позволяющая активизировать детское воображение и экспериментирование.

В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий детям предлагаются листы различного формата и формы (круглые, треугольные, квадратные). Это побуждает детей каждый раз по-другому обдумывать будущий рисунок.

Очень заинтересовала детей работа с пластилином способом рисования. На плотный лист бумаги наносится карандашом контур. А затем по нему рисуем тёплым пластилином. Рисунок получается очень выразительным.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного творчества и его результатам.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даётся возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

При рисовании по мокрой бумаге дошкольникам предлагается эксперимент: что произойдёт, если посыпать солью ещё мокрый рисунок? Нужно дать ему высохнуть, а затем смахнуть соль. Соль придаст деталям рисунка различные очертания и формы. Эксперименты проводились с разными материалами (сахар, тесто, пластилин).

Основная часть проходит за столами, где дошкольники работают используя нетрадиционный материал. Разрешено свободное общение – рабочий гул (обсуждение воспитанниками собственной работы, спонтанно возникающая взаимопомощь). Каждый ребёнок работает в своём темпе и решает сам, закончил он свою работу или нет.

Каждое занятие кружка "Необычные художники" детей удивляет новизной и неожиданным решением.

Таким образом, дети постепенно знакомились с разнообразной техникой рисования: по мокрой бумаге с солью, рисованием кляксами, крупой; рисованием ниткой, ватными палочками, восковыми мелками по картону, пастелью, пластилином, созданием коллажей, рисованием с помощью оттиска, познакомили детей с техникой рисования на ткани (батик).

Для того чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, специально создавались ситуации, где дети рисовали коллективно. Предлагалось им всем вместе выполнить ту работу, которая не под силу одному. Например, оформление аквариума, рисование печатками из картофеля «Заготовки на зиму».

Поддерживая интерес к изодеятельности в нетрадиционных техниках, поощряли детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, рассматривание картин, работа над оформлением группы к праздникам, ваз из бутылочек, поделок из яичной скорлупы «Скотный двор» – все это способствовало развитию опыта общения между детьми.

Работа кружка не проходит отдельными эпизодами, в свободное время ребята сами занимаются изодеятельностью, обсуждают свои работы, которые находятся на выставке.

Кроме этого, мы вместе с ними готовим материал: разрезаем бумагу, оформляем работы в рамки.

Таким образом, работа в кружке способствует формированию навыков сотрудничества, коллективного творчества.

Наша работа интересует и родителей. Мы все участники творческого процесса, здесь нет зрителей. Родители с удовольствием участвуют в организации выставок совместного творчества со своими детьми («Осенний калейдоскоп», «Зима хрустальная», «Зимушка-зима», «Весенняя капель»), тематических выставках, конкурсах, где каждая работа занимает равноправное место в общей композиции.

В родительском уголке выставляются папки-передвижки, памятки, рекомендации и консультации для родителей («Рисунок – зеркало детской души», «Как организовать дома рисование с ребёнком»).

С уверенностью можно сказать, что использование нетрадиционных приёмов и техник в изодеятельности способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности у детей дошкольного возраста.

Показателем и результатом работы кружка можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем выставки детских работ, украшаем группу своими картинами, готовим подарки малышам и взрослым к праздникам.

         Использование нетрадиционных техник изодеятельности способствует формированию у воспитанников любознательности, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости к результату своей деятельности и совместному творчеству, расширению словарного запаса, обогащению сенсорного опыта.

У воспитанников появился интерес к продуктивной деятельности в НОД и в самостоятельной деятельности. Развитию творческих способностей способствует участие воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня (городских, областных, региональных, Всероссийских, Международных).

Работа Димы получила призовое место на городском конкурсе детского рисунка «Мой двор». Многие работы воспитанников отмечены дипломами, сертификатами, грамотами.

Таким образом, планомерная работа в данном направлении способствует улучшению социального статуса ребёнка.

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети