Детский сад №304
компенсирующего вида

Ваша заявка
Последние изменения
09.12.2018    Изменена страница:
09.12.2018    Изменена страница:
09.12.2018    Изменена страница:
06.12.2018    Добавлена страница:
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 28.06.2017
КИ: за и против

 Учитель-дефектолог:

Иголкина Елена Викторовна

  

«Формирование речевых компетенций дошкольников через использование занимательного наглядного материала

в НОД по развитию речи».

Представление опыта работы по теме самообразования.

  

Главной задачей данной работы являлся поиск резервов повышения качества учебно-воспитательного процесса, в первую очередь формирование речевой компетенции детей с нарушением слуха на занятиях учителя-дефектолога. У глухого ребенка  не развито  или полностью отсутствует логическое мышление, основную роль играет наглядно-образное восприятие окружающего, поэтому учебно-воспитательный процесс в коррекционном детском саду строится на широком использовании наглядности, занимательности, способствующей запоминанию и пониманию материала, т.к. подключается не только слуховая, визуальная, моторная, но и эмоциональная память.

Своеобразие реализации принципа наглядности в обучении детей с нарушенным слухом  заключается прежде всего  в формировании речи .

 С. А. Зыков подчеркивал, что только тогда глухой ребенок усвоит номинативную функцию слова, когда будет установлена моментальная связь между самим словом и наглядно воспринимаемым предметом.

Наглядность активизирует когнитивные процессы. В чувственно иллюстративной функции она подтверждает информацию; в демонстрационной функции она выступает как источник знания. Натуральные объекты и их изображения компенсируют бедность личного чувственного опыта глухого; знаковая наглядность (схемы, планшеты и т.п.) создают условия для восхождения от наглядного уровня мышления к абстрактно-понятийному.

Наглядность играет важную роль в мотивировании учения. Делая  информацию чувственной, а, значит, эмоционально насыщенной, она стимулирует познавательный интерес.

Вследствие ограничений в речевой компетентности и развитии логического мышления глухих детей наглядные методы являются средством, обязательно сопровождающим словесную подачу программного  материала.

Что может заставить дошкольника начать говорить, задуматься над выполнением задания, когда эти задания не обязательны для него?

Основным источником побуждения дошкольника к умственному труду на занятиях может послужить интерес. Поэтому учитель-дефектолог должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса к тем заданиям, которые он предлагает в ходе занятия.

Одним из приемов, который воздействуя на чувства ребенка, способствует формированию положительного отношения к обучению, является занимательность.

В дошкольном возрасте одним из видов занимательности является дидактическая игра. Она позволяет повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ребенка в процессе познания и облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» ( В.А. Сухомлинский).

Игра - это «дитя труда». Ребенок играет сначала с реально окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира. Обучение в дидактической игре строится с опорой на все виды речевой деятельности детей, на основе отбора речевого материала, предусмотренного  «Программой воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста».

В работе над формированием речевых компетенций дошкольников с применением наглядного материала была использована и адаптирована для дошкольников «Программа коррекции сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха», разработанная учителями школы-интерната № 31 для глухих детей г. Санкт-Петербурга.

Дидактические игры и игровые упражнения, используемые на занятиях по развитию речи представлены в соответствии с лексическими темами, изучаемыми в детском саду.

 

Тема «Овощи – фрукты».

Игра «Дорисуй предмет»

Игра «Составь слово»

Игра «Кроссворд»

Игра «Спрятанные предметы»

Игра «Угадай по контуру»

Игра «Найди слово»

 

Тема «Домашние – дикие животные»

Игра «Кто где живет?»

Игра «Найди табличку(картинку)»

Игра «Перемести картинку»

Игра «Что добавилось?»

Игра «Какие слова спрятались?»

 

Тема «Времена года»

Дидактическое пособие «Дни недели»

Дидактическое пособие «Времена года»

Игра «Найди ошибку художника»

Игра «Что сначала, что потом»

Игровое упражнение «Вставь пропущенное слово»

Игра «Заполни таблицу»

Ребус

 

Тема «Семья»

Игровое упражнение «Допиши слово»

Игра «Прочитай слово по стрелке»

Игра «Одень куклу с закрытыми глазами»

Игра «Вставь пропущенное слово»

 

 

          Таким образом, дидактические игры и игровые упражнения занимательного содержания  являются хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к обучению, к логике и доказательности рассуждений, желания говорить, проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.

 

 

Литература

Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха,  под ред. И.А.Михаленковой,  СПб., 2003

Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха, под ред. И.А.Михаленковой,  СПб., 2006

 

  

 

Приложение - игры и упражнения по темам:

иголкина_1 иголкина_2 иголкина_3 иголкина_4 иголкина_5 иголкина_6 иголкина_7 иголкина_8

 

 

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети