Детский сад №304
компенсирующего вида

Ваша заявка
Последние изменения
12.06.2018    Добавлена новость:
08.06.2018    Изменена новость:
08.06.2018    Изменена новость:
08.06.2018    Изменена новость:
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 28.06.2017
КИ: за и против

Заведующий, учитель-дефектолог:

Петрова Ирина Александровна

 

Коррекционная помощь детям раннего возраста с нарушением слуха

в условиях специализированного (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения

 

В настоящее время раннее выявление нарушений и оказание ранней коррекционной помощи детям рассматривается как одна из приоритетных задач системы специального образования. Длительное время сурдопедагоги в своих исследованиях делали акцент на содержании, методах, приемах, средствах обучения в условиях специальных (коррекционных) школ I-II вида. С конца XX века число работ, посвященных детям с нарушениями слуха предшкольного возраста, значительно увеличивается. Однако среди исследований преобладают те, где излагаются методические рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи детям 6-7 лет. Отмечается явный недостаток работ, в которых были бы представлены конкретные направления деятельности, а также специфика реализации коррекционного воздействия на детей раннего возраста, имеющих нарушения слуха. Изложенное выше подтверждает актуальность представленной проблемы, интерес к которой среди зарубежных и отечественных ученых в последние годы стал особенно высоким.

Исследования Н.Н. Малофеева, Н.Д. Шматко и некоторых других авторов позволяют отметить, что в странах Западной Европы наряду с закрытием специальных (коррекционных) образовательных учреждений стали открываться центры ранней помощи семье и ребенку с нарушениями в развитии. Эта статья расходов за рубежом является одной из наиболее высоких. Однако западноевропейские специалисты отмечают, что будет вполне оправданным большее количество материальных средств «вложить в ранний возраст». Дети именно этой возрастной категории успешнее поддаются коррекции. Преодоление нарушений в раннем возрасте сократит последующие расходы на финансирование системы специального образования в дошкольный, школьный и постшкольный периоды. Эта точка зрения разделяется и отечественными учеными (Н.Н. Малофеев, 1997).

В России система раннего психолого-педагогического воздействия и коррекции находится только на этапе своего становления. Отмечается явный недостаток учреждений, в которых родители и ребенок могут получать систематическую квалифицированно комплексную помощь со стороны сурдопедагога и сурдопсихолога. При этом специальные детские сады I-II вида имеют все возможности для реализации коррекционной работы с детьми 2-3 лет, что предусмотрено действующими типовыми программами, которые, к сожалению, были опубликованы еще в 1991 году и до сих пор не обновлялись. Тем не менее, уже в названных документах, в частности – в программе воспитания и обучения глухих дошкольников, предусматривается реализация коррекционной работы с детьми в течение 5 лет, начиная двухлетнего возраста.

Психолого-педагогическая помощь и коррекционная работа с детьми раннего возраста в условиях детского сада I вида специфична. Основная задача работы заключается не в развитии речи и остаточного слуха, а предполагает физическое развитие, формирование основных движений, охрану здоровья детей и организацию их быта в специальном дошкольном учреждении. Это подтверждается исследованиями Л.А. Головчиц, Л.П. Носковой, Г.В. Трофимовой и некоторых других ученых. Именно здоровьесбережение выступает как основа, которая обеспечит возможность дальнейшего всестороннего развития ребенка с нарушенным слухом, в том числе формирование у него речи.

Особое внимание в коррекционной работе следует уделять тем детям, психофизическое состояние которых не соответствует паспортному возрасту. Так, например, соматически ослабленные дети, а также воспитывающиеся в семьях «группы риска» часто отстают своем развитии от сверстников на 3-6 месяцев и даже несколько больше. В этом случае в условиях дошкольного образовательного учреждения решается вопрос о реабилитации ребенка средствами медицины и образования, о реализации индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения и о комплексной работе с семьей.  

Большое внимание уделяется формированию продуктивных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной трудовой.

Как показали исследования Л.С. Выготского, Л.А. Головчиц и некоторых других авторов, при правильном и последовательном руководстве взрослых игровая, а также другие виды детской деятельности становятся важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуховой функции. Подбор тематики, определение содержания деятельности, отбор речевых средств расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни.

Особо следует подчеркнуть, что именно благодаря предметной деятельности у ребенка появится осознание своей принадлежности к коллективу, без чего невозможна успешная социализация. Кроме того, продуктивные виды деятельности стимулируют потребность у ребенка в коммуникации, что важно для коррекции и развития словесной речи как средства общения.

Особенно велика роль игры, становление которой только начинается в младшем дошкольном возрасте, сменяя предметную деятельность как ведущую в раннем возрасте. Игра обладает важной особенностью, отличающей ее от других видов деятельности. В ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение» (Л.С. Выготский); в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком звуковой функцией слова. При сохранном слухе названный процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой или предметом. Для детей с нарушениями слуха особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых. Именно поэтому в процессе коррекционной работы и педагоги-дефектологи, и воспитатели детского сада должны стремиться широко использовать игровую деятельность, применяя ее на общеразвивающих и коррекционных занятиях, при организации досуга детей в помещении, на улице и т.д. Важно, чтобы игровые методы и приемы явились ведущими в системе коррекционного воздействия на детей раннего возраста с нарушениями слуховой функции. Благодаря данным методам и приемам имеется возможность успешно решать группу обучающих, воспитательных, развивающих и коррекционных задач.

Таким образом, в настоящее время проблема оказания ранней коррекционной помощи детям с нарушениями слуховой функции является особенно актуальной. В этой связи на специальные дошкольные образовательные учреждения I-II вида возлагается особая функция, связанная как с отбором, так и с разработкой наиболее оптимальных методов, приемов, технологий, средств обучения, применение которых позволит повысить эффективность коррекционного воздействия.

 

 

Литература:

 

1. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др. // Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993.

 2.  Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основы для построения программы развития // Дефектология. – 1997. - №4.

 3. Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1991.

 

Данная статья опубликована в сборнике:

20140212_144346

 

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети