Воспитатель:
Гладкова Надежда Александровна
Роль продуктивных видов детской деятельности в коррекции вторичных нарушений и общем развитии глухих и слабослышащих дошкольников (на примере занятий лепкой)
Продуктивные виды детской деятельности, к числу которой относятся рисование, лепка, аппликация и др., играют важную роль в развитии ребёнка. Они подводят детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений; к активизации речевого развития (Е.И. Игнатьев, Н.В. Квач, Е.А. Плутаева и др.).
Как отмечает Н.В. Квач (2001), в процессе продуктивных видов деятельности дошкольники овладевают действиями двумя руками под контролем зрения, что совершенствует зрительно-двигательную координацию. Кроме того, происходит усвоение общетрудовых умений и операционально-технических навыков.
Т.Г. Казакова подчёркивает, что изобразительная деятельность способствует налаживанию общения детей со сверстниками, они уже могут трудиться не только рядом, но и вместе, сообща. Совершенствуется и оценочное отношение к результату деятельности: дошкольники стараются изготовить или воспроизвести какой-либо объект красивым, прочным.
Т.С. Комарова, Н.П. Костерин, Н.Б. Халезова и др. указывают, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся правильно захватывать предмет, ощупывают его, выделяют его части и т.п. Дошкольники сталкиваются с необходимостью действовать не только с крупными, но и мелкими деталями, что стимулирует развитие мелкой моторики, позволяет подготовить руку к письму. В ходе специально организованной продуктивной деятельности дошкольники получают возможность знакомиться со спецификой использования различного оборудования: красок, карандашей, пластилина, стека.
Вопросы, связанные с установлением особенностей овладения различными видами практической деятельности глухими и слабослышащими детьми, освещались в работах А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Л.А. Головчиц, М.Ю. Рау и др. Учеными единодушно отмечается, что в период дошкольного детства продуктивные виды деятельности особенно важны для детей с нарушенным слухом, поскольку выступают как одно из условий компенсации и коррекции вторичных нарушений в развитии.
У детей с нарушениями слуха имеются определённые трудности в овладении лепкой. У дошкольников этой категории при отсутствии специальной коррекционной работы не формируются способы обследования предметов и вычленения формы; не возникает алгоритм двигательных отношений. Это препятствует точному изображению объёмных объектов, соответствующих по своим параметрам реальным.
В то же время дети с нарушенным слухом любят лепить не меньше, чем слышащие. По мере овладения продуктивной деятельностью в процессе целенаправленного обучения лепка может стать наиболее любимым занятием.
Продукт деятельности детей с нарушенным слухом очень часто беден по содержанию. Очень медленно развивается сюжетная и декоративная лепка. В большинстве случаев замысел лепки очень ограничен. И, естественно, недостаточно владея речью, дети затрудняются или не могут лепить, действуя по словесной инструкции (Г.Л. Выгодская, Л.А. Головчиц и др.).
Исследованиями учёных было показано, что потенциальные возможности развития продуктивных видов деятельности у детей с недостатками слуха велики. При правильном систематическом руководстве глухие и слабослышащие дошкольники могут достигать того же уровня сформированности навыков лепки, что и слышащие (А.А. Венгер, Л.А. Головчиц, М.Ю. Рау и др.).
Нами была установлена имеющаяся проблема. Она заключается в недостатке практических материалов по вопросам, связанным с общим развитием и коррекцией вторичных нарушений у глухих и слабослвшащих дошкольников в ходе продуктивных видов деятельности. В основном учёные рассматривали вопросы обучения рисованию с натуры и по замыслу. Как правило, методические рекомендации авторов были опубликованы до издания действующей типовой программы для детских садов I - II вида (1991), в которой пересмотрены и усложнены требования к изобразительной деятельности детей с нарушенным слухом.
Наша коррекционная работа направлена на решение выявленной проблемы. Так, было выделено два направления работы с дошкольниками:
- обучение изображению объектов из пластилина по предложенному образцу и с опорой на натуральные предметы;
- обучение изображению объектов по замыслу с использованием пластилина и форм для декорирования.
Выделение направлений коррекционно-педагогической работы осуществлено в соответствии с принципом «от простого к сложному». Так, сначала (в ходе первого направления) детям предлагается опора на образец, дошкольники учатся воссоздавать объекты соответствующего цвета, формы, соблюдая пропорции. Основным средствами создания объекта являются пластилин и стеки. Затем (в ходе второго направления) детям необходимо проявлять творчество, реализовывать в поделке личный замысел. Средствами создания объектов являются не только пластилин и стеки, но и различные формы, предназначенные для декорирования: создания более сложных форм, нанесения узоров.
Итак, реализация выделенных направлений работы осуществляется не параллельно, а последовательно.
В конце занятий все поделки, подготовленные детьми, помещаются на мини-выставку, чтобы и сами дети, и их родители имели возможность видеть изготовленные работы, получить удовольствие от завершённой поделки.
Остановимся на описании каждого направления коррекционно-педагогической работы.
Первое направление работы - обучение изображению объектов из пластилина по предложенному образцу и с опорой на натуральные предметы.
Задачи:
- учить детей воспроизводить объекты, приближенные к натуральным за счёт выбора соответствующего цвета, верного воспроизведения формы и соблюдения пропорций;
- развивать навыки лепки посредством отработки различных приёмов создания объектов: раскатывание, сминание, доработка пальцами для получения более точной формы, сплющивание, защипывание;
- воспитывать у детей интерес к лепке.
Методика коррекционно-педагогической работы в рамках первого направления предполагает следующее. Детям сообщается тема занятия. Мы показываем дошкольникам натуральный объект, который предстоит изобразить при помощи пластилина. Дети знакомятся с данным объектом. В процессе беседы осуществляется установление основных признаков натурального объекта. Оговариваются его цвет, форма, величина, наличие или отсутствие дополнительных деталей.
После этого дети приступают к работе. В соответствии с принципом руководящей роли педагога в процессе обучения мы осуществляем показ способов изображения объектов. Дошкольникам показывают, как необходимо действовать с пластилином, чтобы получить желаемый результат. Так, например, демонстрируется, что для получения объектов круглой формы требуется использовать такой приём, как раскатывание пластилина между ладонями. Чтобы присоединить одну деталь к другой, нужно использовать защипывание. Уточняется, что практически во всех случаях необходима доработка пальцами для получения более точной формы. Например, при изображении груши (некоторых других фруктов, а также овощей), фигурок животных и т.д. Если форма не соответствует реальной, то можно воспользоваться сминанием, а затем начать работу заново.
После завершения работы изготовленные детьми объекты обязательно обсуждаются, анализируются. Благодаря этому дети учатся критически относиться к своим изображениям, вносить в них дополнения, изменения с целью совершенствования.
Таким образом, в процессе первого направления работы нами используется следующий алгоритм:
1.Анализ образца (натурального объекта или изображения на предметной картинке).
2.Обсждуение будущего объекта с выбором необходимого материала, определением последовательности работы.
3.Изготовление объекта.
4.Анализ готового объекта, установление его соответствия или несоответствия с реальным.
Большое внимание уделяется воспитанию у детей интереса к лепке. Это осуществляется благодаря тому, что дошкольников подводят к пониманию возможности создания поделок своими руками для последующих игр. Например, после лепки овощей, в частности – репы, проводилась игра «Репка» с использованием пластмассовых фигурок людей и животных.
В ходе этого направления работы мы предлагаем детям выполнение различных заданий, которые часто требуют дополнить поделку и способствуют совершенствованию навыков лепки. В ряде случаев при выполнении заданий образцами являются собственные изображения детей. Приведём примеры:
- вылепите ещё одно яблоко, но жёлтое и больше по размеру;
- сначала нарисуйте гриб, а потом вылепите его;
- вылепите фигурку мальчика, поставьте её рядом с собачкой, которую вы слепили раньше;
- отгадайте загадку о животном; вылепите животное, которое я загадала (зайца), где можно поместить его на вашей поделке? Почему вы выбрали это место? И т.п.
Итак, все предлагаемые детям задания связаны с лепкой, вызывают необходимость пользоваться различными приёмами создания объектов (раскатывание, защипывание). Разгадывание загадок способствует повышению у детей интереса к деятельности, развитию мышления.
Остановимся на описании следующего направления работы.
Второе направление работы - обучение изображению объектов по замыслу с использованием пластилина и форм для декорирования.
Задачи:
- совершенствовать навыки изображения объектов посредством лепки, продолжать учить использованию различных приёмов (раскатывание, сминание, доработка пальцами для получения более точной формы, сплющивание, защипывание);
- развивать навыки составления узоров (декорирования изображений), используя дополнительные средства выразительности (стеки, формы, природный материал, крупы);
- развивать у детей творческие способности.
В рамках этого направления работы мы продолжаем совершенствовать у детей навыки, приобретённые ими ранее. Однако теперь детям предстоит проявлять больше самостоятельности, учиться реализовывать личный замысел. Создавая одни и те же изображения, дошкольники могут по- разному (на свой выбор) украсить их, используя различные материалы:
- стеки (используются стеки двух видов: большой и маленький, выбор стека зависел от величины создаваемого объекта);
- формы (дошкольникам предлагаются различные пластмассовые формы для декорирования плоскостных изображений, в частности – изготовления узоров на пластинах, покрытых слоем пластилина; формы позволяют пропечатывать на пластилине различные изображения: квадратики, снежинки, звёздочки, многоугольники и др.);
- природный материал (он используется для декорирования как плоскостных, так и объёмных изображений; детям предлагаются семена растений, шишки, плоды чёрного перца и др.);
- крупы (они также используются для декорирования изображений; дошкольникам предлагаются рис, гречка, пшено).
Использование разнообразных материалов необходимо для того, чтобы у дошкольников развивалось чувство композиции при составлении узоров, навык равномерного заполнения поверхности и т.п.
Методика обучения дошкольников предполагает следующее. Сначала с детьми обсуждается тема занятия. Уточняется, как и в какой последовательности необходимо создавать объект. Для этого используется алгоритм, представленный нами выше (пункты 2-4). Мы исключили анализ натурального предмета, чтобы дети не копировали его, а учились лепить по замыслу, проявляя творчество. В этой связи поделки, созданные детьми, отличались друг от друга.
Детям предлагаются задания, которые направлены на изображение завершённого объекта. Например, после того, как дошкольники вылепили птичку, их просят выполнить следующие задания:
- подбери подходящую крупу (или другой материал) и сделай рыбке глаза;
- выбери подходящую форму и укрась рыбку.
Дошкольникам показывают, как необходимо подбирать и использовать пластмассовые формы, каким образом при помощи пластилина могут быть созданы узоры: плетение косички, изготовление шариков различного цвета. Это также осуществляется благодаря использованным заданиям. Например:
- укрась вазу для цветов, используя крупы;
- сделай узор на пластине, чтобы элементы узоров чередовались;
- сделай на пластине зимний узор;
- накрой праздничный стол для медвежонка: слепи тарелочки, вазы, положи в них угощение и т.п.
В ходе коррекционно-педагогической работы мы применяем различные методы и приёмы обучения: наглядные (наблюдение за деятельностью сверстников и педагогов, обследование образца, рассматривание предметных картинок, показ способов изображения и способов действия - полный или частичный); словесные методы (беседа, рассказ, пояснение, напоминание, комментирование действий, отгадывание загадок по теме занятия); практические методы (действия с оборудованием, выполнение заданий).
При реализации каждого направления работы мы вводим в речь детей новые слова (название материалов, оборудования). При этом мы используем игровые задания, поддерживая интерес дошкольников к занятиям лепкой.
Тем детям, у которых что-либо не получается, мы оказываем помощь: показываем, как правильно изготовлять мелкие декоративные детали, работать с различными материалами, корректировали ошибки, допущенные в процессе предметной деятельности.
Полученные нами предварительные результаты позволяют утверждать, что у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста отмечается позитивная динамика в развитии навыков лепки, что обеспечивает достаточно точное создание изображений, которые соответствуют или приближены к реальным. Дети определяют тематику изобразительной деятельности и стремятся реализовать собственный замысел. Сократилось число ошибок, связанных с передачей пропорций, соблюдением формы. Преодолены ошибки, обусловленные необходимостью выбора цвета, соответствующего натуральному предмету. Дети научились пользоваться различными материалами (стеками, формами), освоили разные способы лепки: раскатывание, сминание, доработка пальцами для получения более точной формы, сплющивание, защипывание. Продуктивная деятельность оказала позитивное влияние на коррекцию и развитие речи дошкольников с нарушенным слухом.
Литература
- Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Педагогика, 2004.
- Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение,1972.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. – Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983.
- Головцич Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Педагогика, 1961.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.
- Катаева А.А. и др. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей/ Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Педагогика, 1993.
- Квач Н.В.Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет. – М.: Владос, 2001.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество - М.: Просвещение, 1990.
- Плутаева Е.А. Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7лет // Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
- Программы для специальных дошкольных образовательных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.П. Носковой, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др.- М., 1991.
- Рау М.Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушением слуха (1-3 кл.). – М.: Педагогика, 1989.
- Халезова Н.Б. Лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.
- Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей / Науч. –исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1988.