Детский сад №304
компенсирующего вида

Ваша заявка
Последние изменения
17.10.2018    Добавлена новость:
17.10.2018    Добавлена страница:
17.10.2018    Добавлена страница:
17.10.2018    Добавлена страница:
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 28.06.2017
КИ: за и против

Учитель-дефектолог:

Романенко Анастасия Владимировна

 

Интеграция воспитанников БДОУ г. Омска

«Детский сад № 304 компенсирующего вида» в социум

 

 


    Л.С. Выготский одним из первых пытался обосновать идею интегрированного обучения. Он считал, что широчайшая ориентировка на «норму» должна служить исходной точкой пересмотра специального образования. Впоследствии его идея материализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России [1].

Во многих странах имеются различные модели интегрированного обучения детей с проблемами в развитии и инвалидов. Однако эти модели не могут быть полностью перенесены в условия Российской образовательной системы.

Сэмюэл Л.Одом (SamuelL.Odom), профессор университета штата Индиана (США), являющийся руководителем пятилетнего проекта, направленного на изучение факторов, препятствующих и способствующих успешной дошкольной интеграции, отмечает, что сегодня единого определения инклюзии применительно к процессам, происходящим в детских дошкольных учреждениях, нет. Концептуально европейские ученые, которые участвовали в вышеназванном исследовании, единодушно определяют инклюзию следующим образом: “Инклюзия – это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания надлежащей среды для всех детей, что в свою очередь, означает необходимость адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Это также подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей – типично развивающихся и детей с ограниченными возможностями - в занятиях, которые имеют место в их общей группе детского сада” [2].

Одом обращает внимание на уникальность дошкольного периода образовательного пути человека, которая проявляется в:

1)    природе развития детей дошкольного возраста и, соответственно, в подходах к их обучению;

2)    организационной структуре образовательного учреждения;

3)    подготовке воспитателей и педагогов.

Ученый отмечает, что инклюзия на уровне дошкольных образовательных учреждений – явление относительно недавнее. И хотя об этом писали, начиная с 1970-х годов, она стала приобретать все большие масштабы только в 1990-х годах. Именно тогда в США инклюзивные дошкольные учреждения стали серьезной альтернативой специализированным. По данным министерства образования, которые проводит Одом, в США более 50% детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями воспитываются в государственных инклюзивных детских садах.

Наше общество по разным причинам еще не готово полностью принять этих детей в качестве полноценных его членов, кроме того, во многих образовательных учреждениях нет условий для интегрированного обучения этих детей, а именно: отсутствуют специально обученные педагоги, психологи, социальные работники, нет специального оборудования и технических средств для коррекционных занятий, а также специальных коррекционных и психоразвивающих программ.

Статистической информации о количестве детей с нарушением слуха, зрения и другими отклонениями, обучающихся в массовых детских садах и школах в целом по стране нет. Естественно, большинство этих детей не получают никакой специальной помощи.

В последние годы в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов страны началась работа по научному исследованию и практическому психолого-педагогическому сопровождению детей с сенсорными и двигательными нарушениями в общеобразовательных учреждениях, чему в немалой степени способствует положительный опыт наших коллег из других стран.

Анализ истории развития почти 30-летнего зарубежного опыта позволяет выделить следующие условия, при которых интеграция идет успешно:

-      демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности;

-      финансовая обеспеченность, создание адекватного ассортимента коррекционно-образовательных услуг и специализированных условий жизнедеятельности для детей с проблемами в развитии;

-      ненасильственный характер протекания интеграционных процессов, возможность выбора, альтернативы при наличии гарантированного перечня образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых системой образования лицам с проблемами в развитии [1].

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку. Но помощь эта может оказаться более эффективной в той мезосреде, которая дает ребенку полноценные представления об окружающих, не ограничивая их рамками пребывания в специальных группах и классах.

В нашем ДОУ воспитываются и обучаются дети с разными возможностями: от слабослышащих до глухих, с нормальным интеллектом, ЗПР или умственной отсталостью, имеющими сопуствующие заболевания, вторичные и третичные дефекты. Педагоги составляют индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка с учетом его возраста, уровня развития интеллектуальных, слуховых и речевых возможностей. В воспитательно-образовательном процессе с такими детьми наши педагоги учитывают основные принципы работы в рамках инклюзивного образования [3]:

- принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса – в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи;

- дифференцированной помощи – необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых;

- принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого;

- деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности;

- принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.

Педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся помочь своим воспитанникам приобрести позитивный социальный опыт посредством организации совместных мероприятий различного характера: экскурсий,  принятия участия в конкурсах рисунков, поделок на различных уровнях – это и совместное проведение праздников с учащимися массовой школы (МОУ СОШ №45), и выступления для них с театральным кружком, и посещение мероприятий и участие в конкурсах, организуемых домом детского творчества (БОУ ДОД  г. Омска «ДДТ ОАО»), и участие в творческих конкурсах рисунков, поделок на уровне района, города, области, страны (Москва «Заотехномедсервис», 10 дипломов участников), и даже – международном (Санкт-Петербург, 2012 «Ангел Вдохновения», «Уши, ноги, хвосты», 5 дипломов участников;  Москва Союз «Веста», 2012, 6 дипломов участников); конкурсах красоты среди воспитанников ДОУ I-II вида (Омское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих», 2013, 1 место и номинация «Мисс очарование» - Камила Т.); участие в олимпиадах среди ДОУ I-II вида и учеников начальных классов СКОШИ I-II вида (1 и 3 места, Родион Г. и Евгений Х.), участие в жизни ВОГ (конкурсы, праздничные мероприятия, развлечения) и многое другое. Данные мероприятия способствуют развитию навыков и талантов наших воспитанников, их целеустремленности, осознания ребенком себя как части общества. Все это приводит к получению позитивного социального опыта, осознанию возможности участвовать в жизни общества на равных условиях, общаться с людьми, сверстниками без страха и неуверенности, развитию коммуникативных навыков, т.е. к полноценному включению в социум.

Оценка результатов влияния инклюзивного (интегрированного) образования включает три взаимосвязанные области: насколько ребенок принят и активен в группе, включен в социальную структуру группы; как складываются его межличностные отношения с окружающими; какие знания он приобрел и какими навыками овладел.

Таким образом, в процессе интеграции работа происходит в рамках определенной системы, в которой упор делается на активном участии ребенка в освоении разных видов деятельности разумными, культурно допустимыми и увлекательными способами. Такая работа применима к любым детям, и она может использоваться педагогами, как общего, так и специального образования.

Практика работы показывает, что для успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в социум и полноценного их участия в общественной жизни важно поддерживать не только творческие достижения воспитанников, но и развивать у общества толерантность, гуманизм, уважение, принятие особых людей и желание общаться с ними на равных.

 

Литература:

 

  1. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха: Методические рекомендации // Науч. Ред. Л.М. Шипицына, Л.П.Назарова. – М.: Детство-пресс, 2001. – 64 с.
  2. Котлярова, Е.О. Деятельность ДОУ в аспекте инклюзивного образования. Режим доступа: http://ds82.ru/doshkolnik/392-.html (дата обращения 21.01.2013).
  3. Образовательный проект по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 196». - Пермь, 2010. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/proekt-inklyuzivnogo-obrazovaniya-doshkolnikov (дата обращения 20.01.2013).

 

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети