Детский сад №304
компенсирующего вида

Работа сайта ограничена. Недостаточно средств на аккаунте. Если вы администратор этой компании, то вам необходимо пополнить баланс вашего аккаунта, либо звоните по тел. +7 (3812) 38-76-64 в наш офис.
Ваша заявка
Последние изменения
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 29.06.2017
КИ: за и против

Воспитатель:

Скоробогатова Татьяна Ивановна

 

Развитие представлений об окружающем предметном мире у дошкольников с нарушением слуха

посредством дидактической игры

 

Дошкольный возраст считают возрастом чувственного познания окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно-двигательного, слухового; формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Окружающая ребёнка действительность (предметы обихода и питания, люди, животные, игрушки, природа) представляет богатый материал, который мы используем для расширения детских восприятий.

Если нормально развивающиеся слышащие дети при поступлении в дошкольное учреждение уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то дети с нарушением слуха, должны научиться этому. Они имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях; не только не могут их назвать, но и плохо выделяют из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением [1].

Дети с нарушением слуха особенно нуждаются в коррекционном обучении и воспитании. При организации этого процесса особую роль занимают дидактические игры, включающие в себя две цели: одна из них обучающая, а другая – игровая. В играх создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный или чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами беден, не зафиксирован, не обобщён [2].

 Не слышащему ребёнку, для усвоения способов выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия, требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет нам обеспечить нужное количество повторений на разном материале. При этом лучше усваивается речевой материал и способы его использования в конкретных речевых ситуациях (запоминаются не только названия предметов, свойств, действий, но и целые речевые структуры, необходимые для общения). При выборе дидактических игр, особое внимание необходимо уделить подготовленности воспитанников, так как в игре дети должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Определяя дидактическую задачу, прежде всего, определяем: какие знания, представления об окружающих предметах должны быть усвоены детьми, какие качества личности необходимо формировать данной игрой. Игры, которые используются в работе, не только формируют у дошкольников с нарушением слуха, представление о предметах окружающего мира, но и способствуют развитию у них внимания, памяти, целостного восприятия предмета, тактильно-двигательного восприятия, наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления и развитию речи. Соблюдая последовательность в подборе игр, учитываются следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность усложнения заданий.

В начальный период обучения внимание ребёнка непроизвольно и весьма кратковременно. Поэтому, необходимо вводить задания, которые требуют внимательного рассматривания предмета и запоминания (игры: «Найди свою игрушку», «Найди пару», «Где такие?», «Найди своё место», «Узнай и покажи», «Будь внимательным», «Запомни и найди»). Формирование полноценного образа (формы, цвета, величины, наличия и соотношения частей и др.) проходят через такие дидактические игры, как: «Поставь правильно», «Найди свою половинку», «Чего не хватает», «Собери целое», «Дорисуй».

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. На ощупь дети познают объёмную форму предметов, ощупывающее движение ложится в основу изображения предметов в лепке. Обводя предмет по контуру, они выделяют его плоскостной образ из объёма, познают ту форму, которая становится основой в рисовании, аппликации.

Таким образом, для формирования тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением слуха, организуются игры на различение и узнавание, восприятие и представление предметов с помощью не зрительных, а ощупывающих и обводящих движений (игры: «Найди свою игрушку в мешочке», «Что лежит в мешочке?», «Ощупай, угадай, найди (или назови)», «Найди картинку», «Найди, что назову», «Ощупай и слепи», «Обведи и нарисуй»).

Вся познавательная деятельность ребёнка–дошкольника связана с его практической деятельностью и с ориентацией в окружающем предметном мире. В свою очередь и развитие мышления в этом возрасте связано с практическими действиями ребёнка, с восприятием свойств и отношений предметов окружающего мира. Формируя у детей восприятие предметов, развиваются представления, которые могут быть вызваны в памяти ребёнка и в отсутствии самих предметов, ребёнок учится оперировать этими образами в представлении, действовать на основе этих образов, опираться на них в своей деятельности (что является одной из важнейших задач наглядно-образного мышления). Для этого используются в старшем дошкольном возрасте «игры с отсрочкой» («Запомни и найди», «Что лежит в корзине?», «Что пропало?», «Что потом?», «Что тут было?», «Кто пришёл?», «Разложи по порядку»). Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Что где растёт?», «Кому, что нужно для работы» и другие, учат детей самостоятельно определять основание для группирования предметов, подбирать к образцу не один, а несколько предметов, что является начальным этапом первых форм обобщения.

В старшем дошкольном возрасте (закрепляя, обобщая и расширяя знания о предметах), дети учатся не только узнавать и называть, но и классифицировать  (по форме, цвету, вкусу, месту произрастания и месту проживания) в играх: «Подумай и назови овощи (или фрукты)», «Что лежит в корзине?», «Что растет в огороде? (саду)», «Что тут лишнее?», «Угадай на вкус», «Кто спрятался?»). Игры-загадки по начальным буквам, по пиктограмме, по словесному описанию, кроссворды, игры с элементами моделирования оказывают влияние на развитие наглядно-образного и элементов логического мышления.

В ходе дидактических игр по ознакомлению дошкольников, имеющих нарушения слуха, с окружающим предметным миром, учитывается последовательность этапов работы. В начале происходит знакомство детей с реальными предметами, их функциональным назначением, затем проводится ознакомление с копиями этих предметов (игрушки, картинки), в конце формируется представление об этих предметах и их свойствах. Одновременно решаются и речевые задачи: формирование и активизация словарного запаса, овладение детьми слов и выражений, формирование разных форм словесной речи (письменной и устной), развитие диалогической речи, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли.  При этом используются различные методы и приёмы: игровые (сюрпризные моменты, загадки, элементы соревнования, считалки), словесные (беседа для уточнения знаний, объяснение правил и др.), наглядные (использование игрушек, картин, иллюстраций, натуральных предметов, показ игровых действий и действий с предметами).

Таким образом, дидактическая игра является одним из средств воспитания и обучения детей, имеющих нарушения слуха, развития у них представлений о предметах окружающего мира. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт рабочее настроение. Именно играя, ребёнок овладевает умением обобщать, анализировать и запоминать, учится контролировать свои действия и поведение. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы во всей дальнейшей его жизни, берут начало в игре [3].

____________________________________

  1. Носкова Л.П. Программа для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / Л.П. Носкова. – М., Просвещение, 1991. – 11с.
  2. Стребелева Е.А. Коррекционная педагогика: Коррекционно - развивающее обучение детей в процессе дидактических игр/ Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 8с.
  3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 171с.
 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети