Детский сад №304
компенсирующего вида

Работа сайта ограничена. Недостаточно средств на аккаунте. Если вы администратор этой компании, то вам необходимо пополнить баланс вашего аккаунта, либо звоните по тел. +7 (3812) 38-76-64 в наш офис.
Ваша заявка
Последние изменения
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 28.06.2017
КИ: за и против

Учитель-дефектолог, воспитатель:

Попова Оксана Михайловна

 

К вопросу о состоянии и развитии у старших дошкольников

с нарушенным слухом произносительной стороны речи 

 

Трудно переоценить роль, которую играет в жизни человека устная речь. Один из важных её показателей, как известно, - это внятность. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит для субъекта носителем языка, важнейшим инструментом мышления. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать у глухого ребенка словесную речь не только в более доступном ему письменном или пальцевом виде, но непременно в виде устного слова (Е.П. Кузьмичёва, Т.В. Пелымская, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, Н.Д. Шматко и др.).

Устная речь широко используется в общественно-трудовой жизни, в быту. Сфера ее применения непрерывно расширяется благодаря развитию современных средств связи, позволяющих передавать устную речь на большие расстояния. При этом без специального обучения устная речь у детей с нарушенным слухом не формируется. Только благодаря целенаправленно организованной коррекционно-педагогической работе эти дети уже на этапе дошкольного детства успешно могут овладевать навыками правильного звукопроизношения.

Формирование произносительных навыков у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом – это сложный процесс, требующий длительного коррекционного воздействия. Однако от состояния произносительных навыков глухого ребёнка во многом зависит успешность его социализации.

Проблеме развития у глухих детей дошкольного возраста произносительной стороны речи посвящены исследования ряда известных отечественных сурдопедагогов: Э. И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Ф.Ф. Рау, Н.Д. Шматко и др. Для всех исследований характерны поиски оптимальных условий обучения детей с нарушенным слухом, стремление повысить эффективность педагогического процесса, направленного на формирование произношения, на обеспечение внятности и членораздельности устной речи глухого ребёнка.

В то же время в практическом аспекте вопрос о состоянии и развитии у старших дошкольников с нарушенным слухом произносительной стороны речи изучен и освещён недостаточно. В этой связи нами было организовано и проведено исследование, позволившее установить состояние произносительной стороны речи глухих детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования использовались материалы, представленные в работе Т.В. Пелымской и Н.Д. Шматко: задания, применявшиеся нами как диагностические, а также список слов, предложенный Л.В. Нейманом [2]. Данный список традиционно используется в практике специальных (коррекционных) детских садов и школ для детей с нарушенным слухом, что соответствует методическим рекомендациям Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымской, Н.Ф. Слезиной, Н.Д. Шматко и др.

Наше исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе было установлено, что у старших глухих дошкольников имеются различные нарушения произношения гласных звуков. Так, дефектное произношение звуков а, у, э отмечалось у 66,7 % детей. Как правило, это было связано с нарушением положения губ. Например, в 33,3 % случаев отмечалось слишком широкое раскрытие рта при произнесении а (получался средний звук между а и э). Также в 33,3 % случаев имела место недостаточная лабиализация губ при произнесении звуков о и у (о звучало как а, у - как о).

У 50 % детей при произнесении э губы не раздвигались в стороны (э звучало как а). Произнесение звука и вызывало затруднение у 66,7 % детей. Данный звук в речи замещался на  э. Это было связано с тем, что артикуляция и очень сложная: напрягается дно ротовой полости, звук резонирует на темени.

В 16,7 % случаев отмечен дефект гласных звуков, связанный с неправильным положением языка - ы-образная артикуляция.  Это затрагивало все гласные сразу (кроме у). Звуки а, о, э, и звучали как ы. Это связано с тем, что язык оттянут «комом» назад, высоко поднят «горбом». Данный дефект является грубым, он негативно влияет на внятность речи.

Было также установлено, что у дошкольников прослеживается произнесение гласных гнусаво, в нос - открытая гнусавость, которая является дефектом голоса. Некоторыми детьми (33,3 %) гласные звуки произносились фальцетным голосом. Фальцет распространялся не на все гласные, а, прежде всего, на у и и. Фальцет также является дефектом голосообразования.

На втором этапе исследования мы изучали особенности произношения детьми согласных звуков (из числа основных и заменяемых по сокращённой системе фонем) [3].

В процессе обследования дошкольников были выявлены особенности произношения ими губно-губных звуков п, б, м. Наиболее распространённым дефектом этих звуков являлась их замена друг на друга: п заменялся на б или м, (у 66,7 % детей) б - на п или м; м - на га или б (у 33,3 % детей).

Замена м на га и б (полная закрытая гнусавость) или на мп, мб (неполная закрытая гнусавость) связана с тем, что воздушная струя (или часть её) шла через рот, и происходило размыкание губ. Замена п и б на м или мп, мб (замена ротовых звуков носовым) связана с тем, что размыкания губ не происходило или происходило слишком поздно, после начала звукопроизнесения.

Наоборот, замена звука м звуками п или б вызвана размыканием губ, чего не должно быть при произнесении данного звука.

Замена звука п на б (озвончение) или б на п (оглушение) связана с неправильным подключением в механизм звукообразования голосовых связок. В первом случае они не должны включаться в работу, во втором - складки сомкнуты и вибрируют.

К менее распространенным дефектам были отнесены описанные ниже.

Вместо п или б получался звук, похожий на ф (у 33,3 % детей). Это происходило в связи с тем, что характер воздушной струи не носил взрывного характера, после размыкания губ воздух просто выдувался. Звук п произносился при втягивании воздуха в себя. В результате получался «чмокающий» звук.

Полное нарушение артикуляции звуков, замена ротовых (п, б) на носовой (м), и наоборот - замена носового на ротовые, замена глухого п на звонкий б - грубые дефекты, так как существенно влияют на внятность речи. Данные нарушения были выявлены у 50 % дошкольников.

Замена звука б глухим п является регламентированной. Она была установлена у 66,7 % детей. Замена же глухого п на звонкий б отмечалась у 50 % детей. Это грубый дефект. Наличие такой замены свидетельствует об общей тенденции к озвончению ребенком глухих согласных.

При произнесении звуков пим в позиции обратного слога у 83,3 % дошкольников часто появлялся призвук, что свидетельствует о наличии дефекта. Например, апэ вместо an, амэ вместо ам.

Наиболее распространенным вариантом артикуляции звуков т, д, н у 50% детей являлось их мужзубное произнесение произнечение в ряде слов. При этом кончик языка не был прижат к верхним альвеолам, а находился между передними зубами. Эта замена на внятность речи влияет незначительно.

Как известно, более грубым дефектом является замещение звуков т, д, н соответственно на п, б, м. К 4 - 4,5 годам такая замена уже недопустима, однако она была выявлена у 33,3 % детей.

Грубым дефектом звуков считается замена т и д на носовой звук н. В ряде слов эти замены были зафиксированы у 50 % дошкольников. Другой грубый дефект - замена звука н на гласный звук (сонантность). Он был зафиксирован у 50 % детей. В этом случае вместо н звучало гнусавое э. Причина такого произнесения в том, что язык, поднятый вверх, недостаточно плотно примыкал к альвеолам и в образовавшуюся щель при произнесении звука проходил воздух.

Иногда звук н заменяется боковым согласным л. Это было установлено у 33,3 % детей. Причина дефекта в том, что язык слишком сужен и воздушная струя проходила не в нос, а по бокам языка.

Говоря о нарушении произношения звуков т и д по глухости - звонкости, можно отметить те же закономерности, что и в предыдущей группе звуков: п и б. Эти нарушения были установлены у 50 % дошкольников. В то же время замена д на т регламентирована, в связи с чем не является грубой. И наоборот, замена т на д - грубый дефект, он был установлен у 33,3 % детей.

Дефекты произношения звуков в и ф обнаружены у 83,3 % дошкольников. Как правило, такие нарушения чаще всего связаны с их утрированной артикуляцией, что является следствием восприятия утрированной артикуляции педагога. Звук х в речи дошкольников (66,7 %) вообще опускался, на его месте совершался энергичный выдох.

Наиболее распространенным вариантом произнесения звуков с и з в речи является их межзубная артикуляция. Он был установлен у 66,7 % детей. Язык находился между верхними и нижними зубами, выдуваемый воздух образовывал звук, похожий на с и з. Иногда вместо с и з в речи звучал т (16,7 %). Это результат призубной артикуляции, когда кончик языка не опущен вниз, а упирается в верхние или нижние резцы. Призубная артикуляция, как известно, допустима в дошкольный период обучения.

Отмечен вариант боковой артикуляция этих звуков (у 33,3 % детей): воздушная струя шла не по желобку вниз, а по бокам языка в стороны. Это грубый дефект, значительно снижающий внятность речи.

В 16,7 % случаев был обнаружен и такой дефект звуков с и з, как сонантность. При сонантности вместо согласного звука, который образуется шумом или шумом и голосом, звучал гласный звук, который образовывался только голосом. Сонантность - очень грубый дефект.

Мягкое произнесение звука щ (у 83,3 % детей) происходило из-за того, что к основной артикуляции добавлялось ещё и поднятие спинки языка. Дошкольники с нарушенным слухом обычно произносили щ как ш.

Весьма распространенным вариантом замены звуков ш, щ, ж в дошкольный период является щечное произнесение. Оно было обнаружено у 50 % детей. Язык в звукообразовании не участвовал, он лежал на дне ротовой полости. Характерный шум получался в результате выдувания воздуха при слегка лабиализованных губах. В некоторых случаях слегка раздувались щёки.

Для дошкольников (83,3 %) было характерно употребление на месте твердого л полумягкого л (I). Такое произнесение являлось следствием того, что кончик языка упирался не в дёсны верхних резцов, а чуть дальше - в альвеолы или нёбо, а спинка языка была опущена. Такой вариант звука л не считается дефектным. Произношение звука р вызывало значительные трудности у дошкольников (100 %). На месте этого звука дети использовали л. Такая замена является допустимой.

Таким образом, проведённое нами исследование позволило изучить состояние и особенности развития у глухих детей старшего дошкольного возраста произносительной стороны речи. Нами был сделан вывод о том, что у воспитанников специального детского сада отмечаются многочисленные нарушения звукопроизношения. К числу наиболее распространённых дефектов относятся ы-образная и э-образная артикуляция гласных. Однако в большей степени страдает произношение согласных. Прослеживаются полная закрытая гнусавость, замена ротовых звуков носовым; озвончение глухих и, напротив, оглушение звонких. Отмечается наличие призвуков. Встречаются варианты боковой артикуляции отдельных звуков. При этом некоторые из имеющихся замен по сокращённой системе фонем относятся к числу допустимых (регламентированных). Остальные замены являются дефектными и значительно влияют на внятность произношения дошкольников с нарушенным слухом.

В целом полученные данные позволяют констатировать, что при осуществлении коррекционной работы по развитию у глухих дошкольников произносительной стороны речи важно учитывать как типичные для всех детей трудности, так и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Литература

1. Леонгард, Э.И. Определение внятности речи глухих школьников / Э.И. Леонгард // Устная речь глухих и слабослышащих: сб. ст. - М., 1965. - С. 375.

2. Пелымская, Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 223 с.

3. Pay, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф.Ф. Pay; под ред. Т.А. Власовой, Н.Ф. Слезиной, В.И. Бельтюкова. - М.: Педагогика, 1981.- 168 с.

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети