Детский сад №304
компенсирующего вида

Ваша заявка
Последние изменения
17.10.2018    Добавлена новость:
17.10.2018    Добавлена страница:
17.10.2018    Добавлена страница:
17.10.2018    Добавлена страница:
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 28.06.2017
КИ: за и против

Воспитатель:

Гладкова Надежда Александровна

 

 Развитие у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха навыков конструирования.

 

У детей с нарушениями слуха, с которыми не проводится специальная работа по конструктивной деятельности, очень часто даже при поступлении в школу сохраняются однообразные, кратковременные, хаотические действия с предметами – материалами для конструирования. Эти действия не имеют творческой направленности, лишены игровых моментов. Продукты деятельности очень часто не называются дошкольниками, т. е. редко связываются с окружающими предметами. Сама постройка зачастую отличается чрезвычайной примитивностью как по форме, так и по содержанию [1].

Любая конструкция предполагает понимание отношений конструктивных деталей между собой, отдельных её частей и целой конструкции. Такое понимание может сформироваться только на основе полноценных пространственных представлений. При этом у этих дошкольников отмечается задержка в развитии представления о пространственных расположениях предметов, их частей.

Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим объектом. Однако глухим дошкольникам трудно осуществлять сравнение двух и тем более большего количества предметов – деталей постройки. Дети испытывают сложности как на уровне узнавания, так и на уровне называния различных параметров величины конструктивных деталей. Это объясняется тем, что действия, совершаемые с объёмными предметами, требуют сформированности представлений о трёхмерности пространства. Следует также отметить, что дети с нормальным психофизическим развитием, сделав постройку, в большинстве случаев стремятся её чем-либо украсить, внести дополнительные элементы. У их сверстников с нарушенным слухом такая потребность отсутствует, что свидетельствует о недостатках не только конструктивной деятельности, но и эстетического развития.

Остановимся на методических аспектах работы с глухими детьми в процессе конструирования. Конструктивная деятельность играет важную роль в развитии психических процессов: мышления, внимания, речи, памяти и др. Большое значение эта деятельность имеет и для развития у ребёнка творческих способностей. При этом глухих детей необходимо целенаправленно обучать конструированию. Эта работа в условиях семьи или детского сада может проводиться по нескольким направлениям:

- обучение адекватному выбору деталей для создания постройки;

- обучение способам соединения деталей;

- обучение пространственному расположению деталей.

Названные направления должны реализовываться одновременно. Чтобы стимулировать творческую активность ребёнка, не следует ограничивать его в тематике конструктивной деятельности, в выборе материалов и в последующем обыгрывании изделия. Опишем особенности реализации каждого направления коррекционно-педагогической работы с глухими дошкольниками.

Первое направление - обучение адекватному выбору деталей для создания постройки.

Цель: учить детей осуществлять верный выбор деталей по цвету, форме величине с опорой на образец постройки и по словесной инструкции взрослого.

Как отмечалось выше, глухие дети затрудняются анализировать представленные им постройки, выделяют не все имеющиеся в них части, осуществляют неверный выбор деталей для создания самостоятельных конструкций с опорой на образец. В этой связи смысл первого направления работы заключается в том, чтобы научить глухих детей правильному выбору элементов – соответствующего цвета, формы, величины.

Для занятий с детьми необходимо подготовить различные виды конструкторов (пластмассовые, деревянные, металлические, из мягких модулей). Кроме того, в качестве образца можно использовать готовые объёмные постройки и их графические изображения. На этом материале можно познакомить детей с различными объёмными и плоскостными формами, учить осуществлять действия сопоставления, выбора по образцу, учить вычленять из целого отдельные части, определять форму каждой из них.

Нужно стимулировать ребёнка сравнивать однородные предметы по величине, форме, пользуясь действиями накладывания и прикладывания, а также анализировать образец. Сначала следует предложить детям отобрать необходимые элементы, а уже только потом выполнять постройки с их использованием.

Приведём пример. Предлагаем ребёнку рассмотреть конструкцию арки, сделанную из различных мягких модулей. Предлагаем построить такую же арку самостоятельно, но сначала для неё надо правильно отобрать детали из ряда заданных. Ребёнок под руководством взрослого должен описать образец, назвать его части, выбрать аналогичные детали для своей постройки. При возникновении сомнений в том, что выбранная деталь подходит по форме и размеру, можно использовать приёмы наложения и приложения.

Если работа проводится с группой детей, то использующиеся в процессе конструирования задания могут носить дифференцированный характер. Например, предлагаем детям конструирование детской площадки. Каждый ребёнок получает своё задание. Затем все постройки объединяются. Ребёнок для своей конструкции (качелей, деревьев, домика, основания площадки и т.д.) отбирает необходимые ему детали с опорой на объёмный образец.

С учётом специфики первого направления коррекционной работы детям можно предлагать задания следующего типа: «Найди деталь такой же формы», «Построй лесенку», «Продолжи ряд», «Распредели в группы», «Собери набор деталей для постройки» и др. Раскроем содержание некоторых заданий.

Задание «Найди пару».

Цель: тренировать в выделении одинаковых элементов среди нескольких заданных. Материалы: набор конструктивных деталей, отличающихся цветом, формой, величиной. Инструкция: найти одинаковые детали конструктора, разложить их парами.

Задание «Собери набор деталей для постройки».

Цель: учить отбирать строительный материал для создания постройки, аналогичной заданному образцу. Материалы: конструкция деревянного домика, детали деревянного конструктора. Инструкция: выбрать те детали, которые нужны, чтобы построить такой же домик.

В рамках этого же направления работы глухих детей нужно познакомить с разновидностями прямоугольных и треугольных фигур, с кубами и четырёхугольными призмами с разным соотношением сторон, с треугольными призмами с разным соотношением сторон и углов. Благодаря анализу этих деталей дети с нарушенным слухом убедятся, что элементы, использованные в конструкции, могут быть очень похожи, но тем не менее содержать отличия.

Второе направление - обучение способам соединения деталей.

Цель: учить детей скреплять детали между собой.

В рамках этого направления работы продолжается знакомство глухих детей с различными видами конструкторов (деревянные, пластмассовые (в том числе лего), металлические, из мягких модулей). Основным приёмом обучения может быть показ взрослого. Взрослый знакомит детей с конструктором, организовывает беседу о том, какие постройки из него можно сделать и показывает, что в разных конструкторах детали могут соединяться различными способами:

- путём совмещения отверстий на одной детали с выступами на другой;

- посредством закручивания детали, в связи с чем на ней предусмотрена специальная резьба;

- при помощи винта и гайки;

- путём приставления одного элемента к другому.

Взрослому нужно в медленном темпе выполнить соединение деталей и попросить ребёнка выполнить задания по аналогии.

Если у детей не получается справиться с заданием, взрослому необходимо использовать приём совместного выполнения действий: взять руку ребёнка в свою и направить его движения.

Задания, предлагающиеся детям в рамках этого направления работы, должны быть связаны с содержанием конструктивной деятельности. Например:

- соединить детали кораблика путём совмещения отверстий на одной детали с выступами на другой;

- соединить детали крыши домика (деталь вставляется в пазы другой);

- закрепить руль в кабине машины (путём привинчивания);

- соединить основание арки с её крышей (путём приставления детали);

- используя винты и гайки, сделать ручку для коляски. И т.д.

Задания можно повторять многократно при работе над созданием различных конструкций, что позволит поддерживать у детей интерес к конструктивной деятельности, а также обеспечивать прочное запоминание последовательности выполняемых действий, усвоить различные способы соединения деталей.

Третье направление - обучение пространственному расположению деталей.

Цель: учить глухих детей правильно располагать детали конструктора в пространстве, добиваясь сходства постройки с реальным предметом.

В рамках этого направления работы следует учить дошкольников с нарушенным слухом правильно размещать детали конструктора в пространстве. Чтобы передать в конструкции целостный образ предмета, ребёнок должен понимать все пространственные свойства, которыми обладает предмет.

Обучение пространственному расположению деталей может осуществляться различными способами. Во-первых, детям предлагается рассмотреть завершённую постройку и последовательно назвать пространственное положение её деталей, т.е. ребёнок работает с опорой на объёмный образец. Например, предлагается постройка домика, с целью анализа которой детям задают следующие вопросы:

- Где находится окно? (В середине, в центре);

- Где находится крыша? (Вверху);

- Где находится дверь? (Слева);

- Где находится труба? (Наверху, на крыше, с правой стороны). И т.п.

После подобного обсуждения ребёнок может приступать к самостоятельному созданию аналогичной постройки, помещать детали в необходимых направлениях пространства, используя лексику с пространственным значением.

Во-вторых, глухих детей просят установить пространственное расположение элементов конструкции по заданному графическому образцу (рисунку, фотографии). Можно использовать те же типы вопросов, которые указаны выше. Затем ребёнок создаёт свою постройку с опорой на графический образец.

В-третьих, детям предлагается завершить постройку, то есть к имеющемуся основанию добавить детали там, где укажет взрослый.

Например, можно предложить задания следующего типа:

- закрепи винт спереди вертолёта по центру;

- закрепи колёса в низу, с каждого края;

- закрепи хвост самолёта сзади;

- с левой стороны домика сделай дверь;

- в кабине машины с левой стороны закрепи руль. И.т.п.

При помощи указанных выше способов ребёнок может собрать вертолёт, машинку, башенный кран, домик и др.

Следует привлекать внимание глухих детей к готовым постройкам, стараясь вызывать интерес к созданию конструкций, отражающих конкретное предметное содержание. Одновременно с этим следует знакомить дошкольников с функциональными признаками и назначением как самого предмета (вертолёта, грузовой машины подъёмного крана и др.), так и соответствующей конструкцией, которая выступает как своеобразный предметный заместитель. Важно воспитывать у детей оценочное отношение к результату деятельности: стимулировать ребёнка сделать постройку красивой, прочной, функциональной.

Литература

1. Головчиц Л.А. Формирование детской деятельности / Л.А. Головчиц // Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – С. С. 170 – 190. 

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети