Детский сад №304
компенсирующего вида

Ваша заявка
Последние изменения
12.06.2018    Добавлена новость:
08.06.2018    Изменена новость:
08.06.2018    Изменена новость:
08.06.2018    Изменена новость:
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 28.06.2017
КИ: за и против

Заведующий, учитель-дефектолог:

Петрова Ирина Александровна

 

 

Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи в целях оказания

своевременной квалифицированной помощи ребёнку с нарушениями слуха

 

Оказание своевременной коррекционной помощи детям с нарушениями слуха является одной из приоритетных задач сурдопедагогики. Длительное время сурдопедагоги в своих исследованиях делали акцент на содержании, методах, приёмах, средствах обучения в условиях специальных (коррекционных) школ I - II вида. С конца XX века число работ, посвящённых детям с нарушениями слуха младенческого, раннего и дошкольного возраста, начинает значительно увеличиваться. В то же время система сопровождения родителей, воспитывающих этих детей, а также вопросы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями, продолжают оставаться недостаточно исследованными.

В рамках данной статьи мы считаем необходимым ответить на вопросы, с которыми чаще всего обращаются родители, воспитывающие детей с нарушениями слуха, к администрации, учителям-дефектологам и воспитателям ДОУ I вида.

Куда (в какие организации) можно обратиться родителям за консультацией по юридическим, социальным, психолого-педагогическим вопросам?

Для того чтобы получить исчерпывающие ответы на вопросы, родители могут обратиться в различные учреждения, организации и инстанции. Прежде всего, в областную или городскую психолого-медико- педагогическую комиссию (ПМПК). Здесь специалисты могут провести комплексное обследование ребёнка, составить для него индивидуальный образовательный маршрут; дать родителям конкретные рекомендации по вопросам оказания ребёнку помощи семье и т.п. ПМПК – это служба, которая занимает важное место в системе обучения детей с проблемами в развитии. ПМПК решает проблемы ребёнка на межведомственном уровне, объединяя усилия специалистов различных ведомств: здравоохранения, образования и социальной защиты населения. В целом ПМПК – учреждение системы образования и сочетает в своей деятельности образовательные, медицинские и социальные подходы к решению проблем детей (в том числе детей преддошкольного и дошкольного возраста с нарушениями слухового анализатора).

Обращаясь за помощью в ПМПК, родители могут рассчитывать на помощь широкого спектра:

- выявление особенностей развития глухого ребёнка и его резервных возможностей на раннем возрастном этапе;

- определение условий образования и воспитания, необходимых детям с нарушенным слухом, адекватных выявленным индивидуальным особенностям;

- содействие в организации сопутствующей или основной помощи (медицинской, социальной и др.);

- отслеживание динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребёнка в образовательное учреждение общего типа (сопровождение интегрированных детей);

- консультирование и помощь родителям (законным представителям ребёнка).

Нужно учесть, что существует порядок оформления родителей на ПМПК. Запись на консультацию в это учреждение проводится в течение учебного года. Записать ребёнка на консультацию могут его родители или законные представители.

В целях получения различного рода консультативной помощи родители, воспитывающие детей с нарушениями слуха, могут также обращаться в различные Центры реабилитации, психолого-педагогического сопровождения, медицинской помощи и т.п. Например, в Центр развития детей при ОмГПУ; в сурдологический центр.

Как правильно организовать обучение детей на дому? Какие особенности ребёнка (психологические, физиологические и прочие) нужно учитывать при обучении и как?

Компетентный ответ на этот вопрос возможен только при наличии полных сведений о ребёнке (характер нарушения и его структура; возраст, уровень общего и речевого развития ребёнка и т.п.).

При этом можно дать некоторые общие рекомендации [3]:

- продолжительность занятий с детьми раннего возраста должна составлять 10 -15 мин.; с дошкольниками – 20 – 30 мин.;

- нужно принять во внимание, что ребёнок с нарушенным слухом даже в процессе занятия  нуждается в коротком отдыхе. В этой связи в структуру занятий необходимо включать 1 – 2 динамические паузы (физминутки). Это могут быть несложные физические упражнения, или зарядка для пальцев и кистей рук, или упражнения для снятия зрительного утомления и т.п.;

- в некоторых случаях глухой ребёнок приступает к заданию, не осмыслив окончательно суть предъявленной ему инструкции. Это может повлечь за собой неверное выполнение работы. Взрослому необходимо убедиться в том, что ребёнок понял инструкцию, а при необходимости разъяснить её, показать способы и порядок совершения действий;

- глухой ребёнок в процессе обучения в большей степени, чем его нормально развивающиеся сверстники, нуждается в опоре на образец, аналогию, предварительный показ выполнения задания;

- материал для отработки с детьми необходимо предъявлять небольшими порциями и систематически закреплять ранее усвоенное. Знания детей с нарушениями слуха зачастую подвержены быстрому распаду;

- дети с нарушенным слухом для более прочного и глубокого усвоения материала нуждаются в использовании различного рода наглядных опор. В работе с дошкольниками целесообразно широко использовать предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы;

- у подавляющего большинства детей с нарушенным слухом отмечается недоразвитие речи. В этой связи в ходе каждого занятия должна решаться задача, направленная на коррекцию и совершенствование речевого развития ребёнка: пополнение словарного запаса, обучение ведению диалога, построению фраз, текстов и др.

Особо подчеркнём, что глухой дошкольник нуждается в правильном речевом общении с учётом его ограниченных возможностей, в специальной коррекционной работе по развитию речи и слуха, что будет способствовать его нормальному психическому развитию. Это требует создания специальных условий обучения и использования специфических сурдопедагогических методов и приемов. Вот почему на начальном этапе обучения с глухим ребёнком необходимо работать либо дома под руководством учителя-дефектолога, либо в специальном дошкольном учреждении.

Ребёнок, у которого нарушен слух, должен всегда видеть лицо обучающего его человека (матери, педагога или др.), а также используемые наглядные пособия. Необходимо требовать от ребёнка, чтобы он всегда смотрел на говорящего. Дошкольника нужно контролировать на каждом занятии. Родитель может с помощью одного-двух вопросов выяснить, понял ли ребёнок самое главное в теме или те детали, без которых нельзя двигаться дальше. При этом нельзя забывать, что сами вопросы должны быть понятны (восприняты) ребёнком. Чтобы проверить это, следует требовать от него повторения вслух заданного вопроса.

Желательно, чтобы во время занятий (дома или в образовательном учреждении) ребёнок с нарушенным слухом использовал индивидуальный слуховой аппарат, рекомендованный врачом-сурдологом.

Как оценить возможности ребёнка, чтобы знать, на что он способен и что с него требовать?

Данная оценка будет объективной, если её сделают квалифицированные специалисты – педагоги и психологи. Основные требования к умениям и навыкам глухих детей описаны в типовой программе для ДОУ I вида. Однако эти требования не всегда оказываются посильными для ребёнка. Родителям следует внимательно наблюдать за ребёнком в процессе занятия: характером его деятельности, высказываниями, темпом работы. В процессе наблюдения также можно установить, насколько посильны для ребёнка те требования, которые предъявляются к нему взрослыми.

Как повысить мотивацию ребёнка к занятиям, проводящимся в семье?

Во-первых, никогда в качестве наказания за проступки нельзя требовать от ребёнка выполнения заданий, упражнений, а также назначать дополнительных занятий. Во-вторых, занятия не должны быть однообразными, монотонными. Нужно, чтобы они включали игровые и сюрпризные моменты.

Как помочь ребёнку в социальной адаптации?

Необходимо максимально расширить социальные контакты ребёнка. Это означает, что он должен иметь возможность систематически взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (не только с нарушениями слуха, но и слышащими). В числе взрослых могут быть и родители, и другие родственники, а также знакомые, соседи. Важно помочь ребёнку организовать общение с детьми. Как известно, в детском саду достаточно часто организуются различные праздники, утренники. Глухой ребёнок по возможности должен посещать все эти мероприятия, участвовать в доступных видах деятельности. Весьма эффективным для социальной адаптации глухого дошкольника может быть посещение им занятий в учреждениях дополнительного образования.

Мы считаем, что занятия с ребёнком, имеющим нарушения слуха, должны проводиться в условиях семьи систематически. Особое значение такие занятия приобретают по отношению к детям раннего возраста. В то же время нельзя не отметить, что специальные детские сады I вида имеют все возможности для реализации коррекционной работы с детьми 2-3 лет, что предусмотрено действующими типовыми программами, которые, к сожалению, были опубликованы ещё в 1991 году и до сих пор не обновлялись. Тем не менее уже в названных документах, в частности - в программе воспитания и обучения глухих дошкольников, предусматривается реализация коррекционной работы с детьми в течение 5 лет, начиная с двухлетнего возраста [4].

Психолого-педагогическая помощь и коррекционная работа с детьми раннего возраста в условиях детского сада I вида специфична. Основная задача работы заключается не только в развитии речи и остаточного слуха, но и предполагает физическое развитие, формирование основных движений, охрану здоровья детей и организацию их быта в специальном дошкольном учреждении. Это подтверждается исследованиями Л.А. Головчиц [1], Л.П. Носковой, Г.В. Трофимовой [2] и некоторых других учёных. Именно здоровьесбережение выступает как основа, которая обеспечит возможность дальнейшего всестороннего развития ребёнка с нарушенным слухом, в том числе формирования у него речи.

Таким образом, вопросы психолого-педагогической поддержки и сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями слуха, продолжают оставаться в сурдопедагогике недостаточно изученными как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В рамках данной статьи мы остановились на проблемных вопросах, с которыми чаще всего обращаются родители, воспитывающие этих детей. Подчёркивая роль коррекционной работы, которая проводится в условиях семьи, мы считаем нужным отметить необходимость сопровождения этой деятельности со стороны квалифицированных специалистов.

 

Литература

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 304. С.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.

3. Если ваш ребёнок обучается на дому. Книга для родителей / Редактор-составитель О.Н. Мосеева; общая редакция – В.И. Гам. – Омск: ОмГПУ, 2010. – 152 с.

4. Программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» /Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 1991. – 158 с. 

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети