Детский сад №304
компенсирующего вида

Ваша заявка
Последние изменения
09.12.2018    Изменена страница:
09.12.2018    Изменена страница:
09.12.2018    Изменена страница:
06.12.2018    Добавлена страница:
Последние изменения
Зарегистрирована: 29.11.2010

Последнее изменение страницы: 28.06.2017
КИ: за и против


Учитель-дефектолог:

Романенко Анастасия Владимировна

 

Формирование речи малыша в семье

 

         Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, является организация слухо-речевой среды в группе детского сада и в семье.

         Основными условиями создания слухо-речевой среды являются следующие:

−                  речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;

−                  формирование у детей потребности в речевом общении;

−                  поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень; побуждение детей к применению речи;

−                  использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;

−                  контроль за речью детей со стороны взрослых;

−                  соблюдение единых требований к речи взрослых.

Условия для речевого развития детей:

  1. Режимные моменты (утренняя гимнастика, завтрак, сборы на прогулку и т. д.) Общение детей со взрослыми и между собой; наблюдение за действиями взрослых и их общением между собой. Взрослый выделяет слова, нужные для обозначения наиболее необходимых предметов и действий. Важно предъявление слова в единстве с демонстрацией функций и свойств предмета (демонстрируя ложку, взрослый показывает ее форму, правильное удержание в руке, аккуратное зачерпывание пищи и др.). Условия общения делают необходимым включение слова в различные типы высказываний («Это ложка», «Ешь ложкой», «Возьми ложку», «Ложка упала», «Где твоя ложка?»). Многократное повторение одних и тех же слов и выражений в связи с бытовой деятельностью позволяет запомнить речевой материал, использовать в привычных ситуациях.
  2. Различные виды деятельности (игра, изо, труд, конструирование). Речевой материал: 1) слова и фразы для данной деятельности (в игре это слова «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и др; в изо — «бумага», «кисточка», «рисовать», «лепить», «заштриховать», а также слова, обозначающие название цвета, пространственные отношения и др.); 2) слова и выражения, связанные с тематикой игр, рисования, лепки, которые знакомы детям, но получают дальнейшие уточнения; 3) речевой материал, связанный с организацией детей, оценкой их деятельности («Лепи аккуратно», «Не мешай», «Помоги Тане», «Алеша — молодец» и др.).
  3. Свободная деятельность детей.
  4. Ознакомление с окружающим миром. Формируется предметная отнесенность слов, создаются условия для развития обобщающей функции слова.
  5. Занятия по развитию речи. Специальные задачи: усвоение значений слов и фраз; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной) и развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи, говорения, чтения, письма, дактилирования); развитие связной речи. В качестве методов формирования речи используются: подражание речи взрослого в различных видах предметной и игровой деятельности; дидактические игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд); работа с картинками, специальные речевые упражнения и т. д.
  6. Развитие речи детей в семье — важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию, так как здесь создаются основания для расширения и обогащения речи в естественных условиях жизни ребенка. Развитие речи в семье важно соединить с практической деятельностью детей и взрослых в процессе различных бытовых моментов, посещением общественных мест, развлечениями детей. Эта деятельность может стать основой для формирования представлений о различных сферах жизни человека и в связи с этим — созданием естественных или специально организованных ситуаций общения с ребенком, в которых обеспечивается усвоение новых слов и наиболее типичных для разговорной речи высказываний.

 

Направления работы по развитию речи

         1. Формирование у ребенка различных видов восприятия: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного. Особое значение имеет создание условий для развития слухового и слухо-зрительного восприятия речи, улучшения восприятия звуковой и ритмико-интонационной стороны речи, что связано с постоянным использованием звукоусиливающей аппаратуры и систематической работой по развитию речевого слуха и обучению произношению.

         Важны игры, направленные на развитие зрительного внимания и восприятия, — как связанные с развитием сенсорных способностей, так и непосредственно связанные с восприятием речи. Первоначально это проявляется в формировании внимания к лицу говорящего человека, мимике, соотнесению предметных и речевых действий.

         Детей специально учат подражать артикуляции взрослого, произносить по подражанию лепетные и полные слова, организуя соответствующие игры. Развивают навык отраженного и сопряженно-отраженного говорения как основы для развития в дальнейшем самостоятельного говорения.

         Всегда поощряется применение детьми усвоенных речевых средств, несмотря на их несовершенство в звуковом отношении.

         2. Усиление работы по развитию слухового и слухо-зрительного восприятия, формированию первичных произносительных навыков. Развитие устной речи предполагает формирование таких видов речевой деятельности, как слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение.

         Детей учат глобальному восприятию слов, предъявляемых в печатном виде на табличках. Письменная форма речи помогает более точно зафиксировать сказанное, готовит ребенка к анализу слова. Обучение глобальному чтению слов (1-2 г.об.), проходит на различном тематическом материале с включением дидактических игр и речевых упражнений. В младшей группе дети воспринимают слова и предложения глобально и учатся соотносить их с предметами и явлениями. Овладение письменной формой речи предполагает формирование соответствующих видов речевой деятельности: глобальное, т. е. целостное, чтение слов, списывание отдельных знакомых слов печатными буквами.

         В обучении слабослышащих детей устная речь применяется как основное средство обучения и общения. Письменная речь в силу трудностей в восприятии устной речи используется параллельно, подкрепляя устную речь со стороны точности восприятия и воспроизведения. Письменная речь связана с формированием нескольких видов речевой деятельности: глобального и аналитического чтения, собственного письма печатными буквами, работой с разрезной азбукой.

         3. Работа над значением слов и накопление речевого материала использование его в различных ситуациях общения и детской деятельности.

Усвоенные слова не используются изолированно, а включаются в различные типы фраз. С этой целью для развития речи используются различные игры и речевые упражнения; такие методы и приемы, как описание предметов и картин, составление рассказов о событиях из жизни детей, рассказывание, беседы.

 

         Первый этап формирования речи — от начала обучения до четырех лет. Он характеризуется глобальным (целостным) восприятием различных явлений, в том числе и речи. В развитии речи ребенка этот этап характеризуется предъявлением речевых единиц для глобального восприятия в устной и письменной речи. В работе с детьми этого возраста основными видами речевой деятельности являются слушание, слухо-зрительное восприятие слов и фраз, глобальное чтение табличек. Детей побуждают к приближенному произнесению слов и фраз: они могут воспроизводить слова и фразы приближенно, усеченно. Однако, несмотря на неполноту звукового состава, взрослые ориентируют детей не на говорение отдельных слогов или произнесение звуков, а на целостное воспроизведение слов.

         В письменной речи дети усваивают глобальный способ восприятия графических образов слов: внимание в процессе глобального чтения фиксируется на целостности слова, его длине, а не на отдельных буквах. На данном этапе начинается обучение письму печатными буквами, которое носит характер списывания, с ориентацией ребенка не на выделение отдельных букв, а на общий образ слова и уточнение его значения.

В соответствии с глобальным этапом овладения различными формами речи применяют и разные методы, в основе которых лежит использование подражания, работа по образцу. К ним относятся всевозможные дидактические игры, в процессе которых дети отраженно или сопряженно-отраженно воспроизводят слова и фразы либо учатся различать их на основе слухо-зрительного восприятия устной речи, подкрепленного глобальным восприятием письменной речи.

 

 
ОБРАЗОВАТ.TV НА ЖЯ
ПАМЯТКА НАК
ВФСК ГТО
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
СКАЗКИ НА РЖЯ
Персон.данныедети